Я думаю, прежде следует определиться, чем есть смысл заниматься высшему образованию в условиях существующей проблемной ситуации. Несомненно, что это высокая квалификация и не для каждого. Она требует определённого развития научного сопровождения обучения и самообразования, саморазвития, самообучения.
Сегодня важно избавляться от мелкотемья научного сопровождения обучения и практики хозяйственной деятельности. Фрагментарных и локальных подходов, при использовании которых в деле видимый полезный эффект на порядок ниже скрытых системных потерь. Отказавшись от коллекционирования денег, как желаемого результата: "Денег много, а мозгов нет". Привычного расхожего бесплодного Речекряка, заполнившего концептуальную часть всех видов знания, общественные науки и гуманитарные специальности: "Так-то оно так, но коснись по-ближе, во тебе и пожалуйста…"
Для этого кто-то должен регулярно глубоко и масштабно смотреть на проблемную ситуацию сквозь призму анализа "Больших систем". Лучше с применением инструментов Функционального и Функционально-целевого подхода к пониманию и интерпретации проблемных ситуаций, фактов и закономерностей.
Потому, думаю, человек с высшим образованием должен уметь исследовать существующие и строить новые конкурентные системы, вести фактчекинг фатальных информационных ошибок в них. Владеть всей отлаженной системой корпоративного знания. Это существенно повысит адекватность, достоверность, точность и верифицируемость результата научных и производственных рекомендаций и интеллектуальных продуктов. И сделает отечественные технико-технологические, экономические, социальные, научные и образовательные системы высоко конкурентоспособными по признакам товара, производительности, низких издержек и потерь.
Потому высшее образование имеет смысл, но в несколько другом проблемно ориентированном содержании, а не в дежурной социализации и обязательном документе об образовании для создания статуса специалиста. Для создания личного статуса в ведущих зарубежных компаниях есть роли десятков и сотен вице-президентов и акционеров, не подразумевающие соприкосновения с реальным производством: "Не хочешь учиться и конкурировать квалификацией, пожалуйста, используй семейные связи".
Свою более высокую квалификацию основная масса выпускников с высшим образованием должна подтверждать на практике демонстрацией применения более высокого уровня аналитики глубинного и масштабного анализа проблемных ситуаций (продвинутого конструктивного разума).
В условиях господства в экономике и в высшем образовании Карго культа многие достижения функционального и функционально, целевого подхода к формированию продуктовых структур утрачены, а их носители выведены из профессиональной сферы по правилам коммерческой целесообразности финансово ориентированной модели управления.
И здесь, как и везде, надо позитивно и проактивно заниматься собирательством специалистов и методологий.
Как то, вот так.
С уважением. Александр.