НЕТ ВОЙНЕ,
Педдизайнер в Я.Практикуме, 🏳️🌈 · 19 июн 2022
Почему внимание критично для обучения
Из модели памяти Аткинсона-Шиффрина мы знаем, что внимание — это критически важный компонент в самом начали цепочки обучения. Если его не будет, информация не пройдёт дальше = не запомнится.
Модель важна, потому что влияет на то, как нужно дизайнить обучение — убирать дистракторы, адаптировать нагрузку, помогать вытаскивать из памяти ранее изученное, etc.
Тем не менее иногда сложно обосновать, почему именно так всё работает. На этот случай исследователи из Пенсильванского университета нашли косвенные подтверждения того, что акт намеренного обращения внимания (или как по-русски лучше сказать paying attention) помогает лучше запомнить, чем просто получение инфы через зрение или слух.
Лучше меня эти находки объяснил Ethan Mollick, профессор Уортонской школы бизнеса:
If you want to remember something, take a picture! This works even if you never look at the picture again, or even if you delete the photo immediately afterward, or even if you just IMAGINE taking a picture.
Нашли не напрямую, а через эксперименты с тем, что участники делали фотографии (в том числе ментальные) объектов, а зачем исследователи проверяли, насколько они запомнили увиденное. Деланье снимков — действие, которое подталкивает больше обращать внимание, чем просто виденье объекта.
Приложу кусок саммари из статьи:
even without revisiting any photos, participants who could freely take photographs during an experience recognized more of what they saw and less of what they heard, compared with those who could not take any photographs. Further, merely taking mental photos had similar effects on memory. These results provide support for the idea that photo-taking induces a shift in attention toward visual aspects and away from auditory aspects of an experience.
И что мне с этим делать?
С находками из этой статьи — скорее, ничего. Делать с более широкой областью, доказательства для которой статья нашла — learning science (так назовём этот набор наук о том, как мы учимся). А именно использовать эти находки в дизайне курсов и своём обучении.
Как именно? Самое простое — избегать ситуации, когда нужно одновременно обрабатывать два сигнала при обучении:
самим: читать что-то (сигнал-1) и смотреть ютюб (сигнал-2), пытаясь уследить за обоими;
в дизайне курсов/выступлениях: добавлять много текста на слайд (чтение с него как сигнал-1), если будете одновременно говорить (сигнал-2), не зачитывая текст слово в слово.