Почему происходит искажение представлений о денежных средствах и их роли в жизни человека у приемных детей?
«Вам платят за меня деньги, вы и мойте», – ответил приемный ребенок родителям на просьбу помыть посуду
Довольно часто на просторах форумов для приемных родителей я встречаю одну и ту же фразу, которую повторяют разные люди: «Ребенок из детдома считает, что деньги падают с неба!».
Пример. Дарья Менделеева[1] «Как многого дети не понимают, мы порой даже не догадываемся. Моя приемная дочь тринадцати лет, например, думала, что у всех взрослых старше восемнадцати «образуются» банковские карты, на которые раз в месяц государство переводит деньги. До одиннадцати лет девочка жила в семье с родителями-алкоголиками, потом два года провела в социальном приюте; и за эти годы никто не просветил ребенка, откуда берутся деньги и что этому предшествует. Единственной целью дочери было поскорее достичь восемнадцати лет, чтобы получить заветную карточку с деньгами. Мои вопросы о том, откуда деньги будут там браться, вызывали у нее полный ступор. У подростка было убеждение, что государство так организует жизнь граждан, что деньги у взрослых есть всегда. Но жестокосердные взрослые тратят эти деньги, не учитывая мнение детей.
Объяснять, что даже пенсия по старости – результат усилий самого человека, что пожилые перед тем, как получать пенсию, всю жизнь работали, пришлось очень долго. Признать, что для того, чтобы деньги на карточке появлялись, люди должны работать, подросток не мог примерно полгода».
Почему возникает эта проблема? А дело в том, что у детей, которые длительное время провели в стенах казенного учреждения, формируются весьма приблизительные представления о том, как устроена жизнь «за забором». Даже те дети, которые посещают обычную школу, в повседневной жизни не имеют достаточных денежных средств для того, чтобы совершать покупки, учиться планировать расходование денежных средств, анализировать траты в семье, понимать структуру личного и семейного бюджетов.
Замкнутая система государственного учреждения исключила эти понятия из обихода и повседневной жизни этих детей, однако ожидает, что по завершению обучения и достижению 18 лет ребенок сам быстро и без ошибок всему научится: контролировать свои желания, анализировать свою бюджет, делать осознанные покупки и т.д.
Именно поэтому в разговоре о потребностях с приёмным ребенком полагаться на то, что «это и так понятно, это каждый знает», невозможно в силу сложных обстоятельств его жизни до вашей семьи. И учить, объяснять, учить, повторять, учить и надеяться, что усвоение произойдёт.
Обо всём этом и многом другом во второй моей книге "Финансовая воспитание в приемных семьях".