Академические статьи писать СЛОЖНО.
Согласитесь, сразу как-то легче продолжать разговор на эту тему? Мы боимся признаться самим себе в том, что у нас что-то не получается. Ведь все вокруг такие умные: у них, наверное, нет проблем с написанием статей. А если у меня есть проблемы, то надо ли мне вообще заниматься исследовательской работой, “идти в науку” или поступать в аспирантуру?
Не будем отрицать очевидное. Кому-то академическое письмо действительно дается легко практически с пеленок. Но это скорее исключение. Написанию статей нужно учиться, и иногда на это уходит больше времени и сил, чем хотелось бы. Почему так?
Во многом ответ кроется в самом жанре академической статьи. Точнее, в том, что мы часто не очень хорошо его понимаем. И это немудрено, ведь наше знакомство с ним не очень-то системно. Кто-то был талантливым студентом и получил предложение опубликовать фрагмент своей курсовой работы в качестве статьи (скажем, в факультетском журнале). Для кого-то написание статей было “обязаловкой” в аспирантуре. Но если формату курсовых и дипломов все-таки обучают на семинарах в университете, то формат статей человек часто осваивает по наитию.
В результате статья воспринимается многими из нас чем-то сродни выпускной работе или главе диссертации. А это неверно, ведь отличие здесь не столько даже в объеме и структуре, сколько в целеполагании. Дипломная работа или глава диссертации -- довольно всеобъемлющее сочинение, где тема должны быть раскрыта максимально полно. Статья же всегда предполагает концентрацию на одной (!) значимой мысли, и это существенно влияет на то, как над ней нужно работать.
Еще одна группа сложностей кроется в контексте академической работы: в том, в каких условиях работают российские исследователи. (Я пишу “российские” не потому, что эти проблемы специфичны именно для российской академии, наоборот -- они во многом универсальны. Но именно российскую академическую сферу я знаю изнутри).
Большая сложность заключается в том, что отечественные исследователи социогуманитарного толка часто работают в одиночку. Конечно, есть исследовательские лаборатории и творческие коллективы ученых. Но, во-первых, это скорее исключение, которое подтверждает правило, а во-вторых, даже в таких коллективах отдельные работы часто пишутся каждым исследователем по отдельности. Можно возразить, что начинающие исследователи работают с научным руководителем, но его участие тоже бывает разным и по интенсивности, и по степени доброжелательности.
В результате вплоть до момента рецензирования статьи человек находится наедине со своими мыслями и вопросами. Между тем, академическая деятельность совершенно не рассчитана на то, чтобы быть одиночным занятием. Это очевиднее всего на начальном этапе формулирования темы: более опытным коллегам не сложно подсказать, насколько та или иная тема уже изучена, по каким источникам и при помощи каких методов ее имеет смысл исследовать. А писать статью “в вакууме”, набивая шишки на ровном месте, гораздо дольше и мучительнее, а главное, гораздо менее эффективно.
Академическая среда очень неоднородна, и это отражается на том, какие требования предъявляются в разных научных изданиях. Исследователю, особенно молодому, бывает сложно в них сориентироваться, ведь то, что в одном журнале “пройдет”, в другом никогда не будет принято к публикации. Речь не только о качестве статьи, но и, например, о методологии и терминологии.
Наконец, last but not least, есть объективные сложности, связанные с тем, как устроена работа исследователей в научных и образовательных учреждениях. Для многих коллег написание статей -- то, чем они вынуждены заниматься в дополнение к огромной преподавательской нагрузке. Кто-то страдает от недостатка ресурсов: недостаточно финансирования, нет доступа к иностранной литературе. Наконец, требования по количеству статей могут быть настолько высоки, что никак не подразумевают возможности писать их качественно.
Очевидно, что я перечислила не все возможные сложности. Но, чтобы закончить на оптимистичной ноте, хочется сказать о том, как много может дать нам сообщество единомышленников на пути к преодолению сложностей. И поэтому в комментариях предлагаю поразмышлять о том, чем именно могло бы вам помочь (или уже помогает!) профессиональное сообщество? Как общение с коллегами помогает преодолевать те трудности, которые у нас возникают при написании статей или в ходе исследовательской работы?