Прежде, чем встретиться с клиентом для первой консультации, важно обсудить нюансы вашей работы и запроса клиента. Это может значительно сэкономить время и консультанту, и человеку, ищущему помощь. Обычно на этой стадии вы уже сможете понять, входит ли запрос клиента в вашу компетенцию, а также потребуется ли помощь других специалистов (например, невролога или психиатра).
Что стоит уточнить:
- суть проблемы
- как давно клиент живёт с этой проблемой
- как справлялся раньше и как сейчас с ней справляется (что побудило его сейчас обратиться)
- работал ли раньше клиент с психологом/психотерапевтом/ психиатром
- какие у него ожидания/представления о терапии
- кто инициировал обращение клиента к психологу (например, муж обратился по просьбе жены)
- как клиент нашёл вас
Все эти данные помогают не только проследить путь клиента в решении этого вопроса, но и его отношение к ситуации, а также примерную картину его жизни сейчас. По тому, как клиент строит речь и реагирует на ваши вопросы, на что обращает внимание, какие слова использует, у вас уже будет возможность примерно представить, насколько он адаптирован и какие защитные механизмы могут быть ему свойственны.
Если вы чувствуете, что не готовы работать с запросом, будет здорово, если сможете подобрать и порекомендовать другого специалиста, компетентного в этой теме.
Если решили встретиться с клиентом, о чём стоит рассказать:
- как обычно вы строите вашу работу (очные встречи или работа он-лайн; если клиенту важно, в каких подходах работаете),
- сколько встреч в неделю обычно требуется
- какая продолжительность сессии и стоимость консультации.
Если клиенту подходит формат, договоритесь о взаимно удобном времени.
Постарайтесь быть максимально честным с клиентом, потому что честность — это основа установления контакта.
С распространением мессенджеров клиенты могут обращаться за помощью через соцсети. Если клиент в целом настаивает на общении только по переписке с полным сохранением анонимности, постарайтесь выяснить, чем это обусловлено (возможно, клиент сомневается в приватности, или это единственный доступный ему способ коммуникации, или есть иные причины). Обратите внимание, что такие консультации могут быть менее эффективными, так как вы ограничены в сборе информации (вам недоступны невербальные проявления клиента, его мимика, жесты) и, скорее всего, не сможете оказать помощь в той мере, в которой могли бы при очной встрече или видео-звонке.