Небольшая предыстория. Я решила принять участие в литературном конкурсе «Новая фантастика 2022» от Литературный клуб "Бумажный слон".
Конкурс предполагает 3 этапа голосования, первый из которых - это оценка рассказов из другой группы. То есть участники оценивают и дают отзывы на произведения друг друга.
Не смотря на то, что мне не удалось выйти из группы, этот конкурс оказался очень полезным, ведь я смогла прочитать много рассказов и проанализировать их. А также получить отзывы на своё произведение и посмотреть на него критически. Результатом анализа стал этот пост о распространённых ошибках в работах конкурсантов, без которых текст станет гораздо лучше. Поехали!
1. Все и сразу.
Прекрасно, когда есть много идей и задумок. Совершенно понятно, что все их хочется воплотить. Только воплощать идеи нужно в разных произведениях, а не превращать текст в винегрет из бессвязных элементов.
Например, один из конкурсных рассказов начался как любовный вестерн, резко перешел на поле научной фантастики, а закончился скандинавскими рунами. Автор перегрузил текст задумками, которые не "дружат" между собой.
2. Отсутствие логики.
В фантастических произведениях очень важна роль мира, где происходит действие. Чем более логично и связно описаны его составляющие, тем правдоподобнее мир кажется читателям. Однако, противоречия могут сильно испортить впечатление.
3. "Ой как удобно!".
Почти крылатым выражением Badcomedian я называю ходы, когда в тексте появляется "рояль в кустах". Когда герою что-то нужно, то внезапно, без всякой причины появляется кто-то или что-то, направляющее героя к цели.
Появление "рояля" никак не мотивировано и появляется в сюжете исключительно для того, чтобы направить героя дальше по руслу истории. Однако, такой ход выглядит неправдоподобным и наивным. Настоящее мастерство – это органично вывести героя из ситуации.
Так, в одном из рассказов автор описывает мир технологичного будущего. При этом телевизор стоит на тумбочке, а телевизионная программа до сих пор печатается в газетах. Эти детали, противоречащие логике мира, мгновенно портят впечатления от текста.
4. Отсутствие идеи.
Под идеей здесь я подразумеваю не творческую задумку, а управляющую идею, то, ради чего вы решили написать свой текст. Это не значит, что в каждом произведении должна быть жесткая мораль или урок для читателя. Однако идея, если она раскрыта в тексте, цепляет людей, вызывает эмоции, заставляет перечитывать текст.
После прочтения текстов, где нет никакой идеи, хочется спросить, – "So what?". Зачем все это было?
5. Форма подачи.
Внешняя форма произведения – это язык, которым автор написал текст. Форма важна не меньше содержания, ведь именно она помогает раскрыть идею на все 100%.
Форма должна отражать стиль и настроение произведения. Например в хоррор текстах повествование обычно рваное, быстрое, дробное. Это помогает передать напряжение. Поэтому когда форма не соответствует содержанию, это вызывает диссонанс и текст теряет свою привлекательность. Также, форма не должна превалировать над содержанием.
6. Отсутствие изменения.
В произведении должно быть какое-то изменение. Плохой герой становиться хорошим, человек осознает свои ошибки, достигает цели так далее. Эта динамика делает произведение интересным, держит в напряжении.
Если же наш герой, пройдя через все испытания, остается таким же, как в начале повествования, то это, как минимум, скучно, а, как максимум, неправдоподобно. Текст становиться плоским и утрачивает способность цеплять читателя.
7. Мери Сью.
Мери Сью – это персонаж, который наделен нереалистичным набором положительных качеств. И швец, и жнец, и на дуде игрец. В одном из рассказов главный герой и ресторан открыл, и миллионером стал, и жену - модель нашел, и наследство отвоевал – все сделал.
За таким персонажем не интересно наблюдать. Когда он или она попадает в критическую ситуацию, читатель уже знает, что герой выберется из нее. Из-за этого нет никакого напряжения и высоких ставок.
8. Стиль Стилёчек.
Старайтесь избегать так называемых "перлов", которые быстро убивают все впечатление от текста.
"Снег не захочет кончаться"
"Махонькими"
"Изготовившись к повороту событий"
"Некая укорзина"
"Комната выглядела обычной гостиной"
Это лишь несколько примеров из текстов. Данные выражения куцые и портят стилистику текста. Вычитывайте такие вещи.
9. Длина текста.
Это ошибка, на которую напоролась и я сама. Не стоит пытаться писать много или мало просто ради объема текста. Произведение должно быть такой длины, которая необходима для раскрытия персонажей, сеттинга и темы.
Если нужно добавить пару эпизодов для раскрытия мира – не ленитесь и добавьте. Если чувствуете, что текст получился затянутым – режьте не жалея. Слишком длинный текст вызывает скуку, а короткого может не хватить для погружения в произведение.
Выводы:
- Не перегружайте текст идеями
- Следите за логикой мира и мотивацией персонажей
- Выводите персонажей из трудных ситуаций плавно, не через "рояль"
- Заложите в текст идею
- Подберите форму под особенности произведения
- Дайте произойти изменениям
- Не превращайте героя в Мери Сью
- Следите за стилистикой
- Выбирайте оптимальную длину произведения