Печаль в квадрате Если хотите, чтобы на вашем лице появился треугольник печали — посмотрите фильм с одноименным названием от Рубена Эстлунда. Картина однозначно актуальная, недаром она получила в Каннах золотую пальмовую ветвь. Тянет сказать, что это современная неудачная версия Титаника, но возможно, наше современное общество представляет собой именно такую версию. Подход режиссера тонко созвучен актуальным навыкам современности - угодить нашим и вашим, быть левым, но оставаться правым, ну и святое, провозглашая справедливость — уничтожать веру в человека и выходить сухим из воды, ну или хотя бы сытым, как в этом фильме.
Фильм развивается довольно предсказуемо: меркантильная парочка, которая хочет выбиться в люди, шикарный корабль в открытых водах, чинные богачи, обслуживающий персонал и простые рабочие, все разговоры крутятся вокруг денег. В согласии с новыми трендами вопросы о неравенстве представлены в контексте феминизма и постколониальной критики, но, конечно в ироничном тоне. Мальчики не хотят платить за счет, а филиппинка, менеджер туалетов становится капитаном среди выживших после крушения, потому что только она умеет ловить рыбу и может всех накормить. Тут бы остановиться и сказать, вот как отлично, хоть и несколько прямолинейно, обозначены последствия позднего капитализма, но той самой критической дистанции нет, режиссеру ведь тоже надо на хлеб зарабатывать. Поэтому, смешивая иронию над элитой и страх перед социальными низами, он пытается угодить каждому.
Как известно в кино, которое критикует буржуазную культуру должна быть сцена, где все едят, желательно развенчивающая сцена. Похоже, она удалась, вы бы слышали как задорно смеялся зал, пока на экране богачи несколько минут блевали дорогими блюдами и шампанским во время качки из-за шторма. Не Бунюэль конечно, но и мы не в 1970-х. Но самая любимая шутка у режиссера - про деньги и дерьмо. Русский предприниматель стал миллионером, потому что продает дерьмо (навоз). Во второй части эта шутка повторится много, очень, очень много раз, кажется, это предмет личной гордости автора, возможно, этот тот самый скрытый (не очень) смысл всей его работы.
И вот, филиппинка заносит за спиной возможной жертвы большой тяжёлый камень… Хотя Эстлунд не определился кому адресована эта сцена и попрыгал камерой на обратную точку, чтобы создать подвешенную ситуацию, все-таки здесь он уже окончательно признается к какому лагерю относит именно себя, ну да, разве может быть иначе, на кону все-таки основной конкурс в Каннах. Замечательное кино, для того, чтобы в очередной раз убедиться как плодотворен союз капитализма и марксизма, посмотрите.