Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Медиапродюсер in training, исследовательница арома...  · 25 авг 2021

​​Оглядываясь на прошлый год, я, кажется, нахожусь где-то между депрессией (я в отрицании) и кризисом 21 года, когда хочется заняться...

​​Оглядываясь на прошлый год, я, кажется, нахожусь где-то между депрессией (я в отрицании) и кризисом 21 года, когда хочется заняться всем, не знаешь, чего хочется, и в то же время на самом деле вообще ничего не хочется, взрослая жизнь уже отстой.
В этот жизнерадостный контекст могла бы хорошо вписаться попкорновская Человек-комбини Саяки Мураты, про работающую 18 лет в магазине-комбини и явно асексуальную (и аромантичную) Кэйко Фурукура.
Но не вписалась.
(Надо отметить, что большинству (включая а/чуваков) книга зашла, так что допустим, что она хорошая, а моя критика — это моя субъективная критика.
Но хочу рассказать, почему мне не понравилось.)
Для начала, книгу часто позиционируют (и она позиционирует себя) как историю про человека со стремлениями вне дихотомии карьера/семья, но при этом Человек-комбини умудряется никуда от этой дихотомии не уходить — главная героиня Кэйко живет своей работой. Она непрестижная, что создает для героини проблемы, но Кэйко все еще на 100% человек, посвятивший себя карьере. Часть претензий к ней — это претензии к любому человеку, особенно женщине, которая не увлекается ничем, кроме своей профессии, даже если при этом идет вверх по карьерной лестнице.
И это не плохо само по себе, но это и не тот сценарий неконвенциональности, которого мне не хватает.
Во-вторых, книга настолько про инаковость, и Кэйко настолько про инаковость, что узнать себя в ней в итоге... довольно сложно. Нейроотличная, асоциальная, асексуальная, аромантичная — она немножко такой собирательный образ "другой", и асексуальность и аромантичность тут — это такие аспекты инаковости, черты человека, который пытается притворяться "нормальным человеком", но не является им.
Кэйко — это то, чего люди ожидают от асексуального человека. Она непривлекательная — не только никого не хочет, но и никто не хочет ее — не считывающая социальные нормы, замкнутая, "гиперлогичная".
Могла ли она быть в этом нарративе не аромантичной асексуалкой? Не стала ли её ориентация продолжением остальных её черт?
Как мне кажется, было бы более неожиданно, если бы Кэйко была буквально кем угодно еще.
И это, опять же, не плохо само по себе. Но это не нормализует а/идентичности вообще никак, не показывает, насколько аро и/или асы разнообразны и, ну, обычны.
Прочитав интервью Саяки Мураты, где она сравнивает Кейко с собой, я подумала, что немного Саяки мне в Кэйко и не хватает. В рассказе авторки о себе есть внутренний конфликт, которого у Кэйко совсем нет — в том числе в отношениях с отношениями.
Наконец, в-третьих, и это уже претензия к переводу, там есть момент, когда знакомая героини предполагает, что с ней "не так", и говорит что-то типа "может ты временно асексуальна?" Это единственный раз, когда слово звучит в книге, и формулировка "временно асексуальна" мне невероятно не понравилась. Прям вижу, как это говорят мне, бррррр. Курсивом еще выделено, ага.
Случайно наткнулась на фото этой страницы на английском, и что же - просто asexual. "These days you can also be asexual or whatever you like" вместо "Такие тоже бывают!"
Оригинал, конечно, японский, и на русский насколько я понимаю переводили с него, и что там было, я не знаю, но исследование асексуальной лексики японцев ни к какому явлению "временной асексуальности" меня не привело. Если это русскоязычный проеб, надеюсь, что с Loveless попкорн справится лучше.
P. S. Первые два пункта во многом сводятся к тому, что не relatable. Зато стало очевидно, почему Джагхед и Тодд из Боджека, напротив, relatable: они максимально "нормальные", не-асексуальный-стереотип персонажи и при этом и не про семью, и не про карьеру. Но это, кажется, обнажает еще один сомнительный тренд в изображении асексуальных людей: где эйсы, которые про семью?
#репрезентация
Секс+3