Как развивался женский образ с XIX в. по XX в.?
С давних пор женщина является объектом «мужского искусства». Об этом нам говорит не только литература, но и другие предметы искусства, например, каменные фигурки, небольшие зарисовки и картины, песни. Одним из самых известных примеров является Джоконда, которая до сегодняшнего дня завораживает нас своей улыбкой. Так, изучая историю, можно заметить, что в большинстве своём женщины – эталон прекрасного и чистого.
Литература развивается параллельно обществу. Так как женщины в основном воспитывали детей и занимались хозяйством, домом, то и в литературе их образ ограничен определёнными рамками. Но в начале XX века героини получили права наравне с мужчинами.
Но так ли всё романтично на самом деле?
В нашей статье мы проследим путь женского образа на примерах классиков русской литературы, таких как:
1. А. С. Пушкин – «Евгений Онегин».
2. А. Н. Островский – «Гроза».
3. Л. Н. Толстой – «Война и мир».
4. А. А. Ахматова – «Сжала руки под тёмной вуалью» и «Песня последней встречи».
5. Ф. Абрамов – «Братья и сёстры».
«Женский образ» - что это?
Если уходить в терминологию, то:
Художественный образ – это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.
Литературный образ – художественное отражение с помощью слова человеческих характеров, событий, предметов, явлений в конкретной, индивидуально-чувственной форме.
Но будем проще. Женский образ – отражение чувств и реальности автора то, как он/она воспринимал женщин и их роль в своей жизни. Поэтому не каждый образ списан с существовавшего человека, хотя такое тоже встречается. Но в большинстве своём, как и в нашей выборке авторов, образы лишь обобщающие.
«Я так люблю Татьяну милую мою…»
Провинциальная, нелюдимая и суеверная Татьяна получила звание «милый идеал». Её детская наивность, верность влюблённости, хрупкая смелость манят читателя. Но не стоит опираться на неё как собирательный образ, её роль в романе – свет во тьме. Поэтому более показательным для нас будет мать Татьяны или же Ольга. Прасковья имеет типичную историю неразделённой любви и брак по расчёту, после чего становится домохозяйкой. Она показатель «женской» мудрости, покорности и смирения. Такая же участь, «женской мудрости», ожидает и Татьяну, которая вышла замуж по расчёту.
Для века Пушкина Татьяна оказалась настоящим прорывом! В. Г. Белинский отмечал, что она стала первой персонажкой с характером. Татьяна решилась сделалать шаг навстречу Евгению, а после сама же отвергла его, поскольку была уже замужем. К сожалению, «милый идеал» словно статуэтка на полке, он хрупкий, аккуратный, им можно наслаждаться со стороны, только смотреть. Так и женщина должна быть невинной и смиренной, для любования мужчин.
«..отчего люди не летают так, как птицы..»
Образ Катерины не ушёл далеко от Татьяниного. Но судьба её трагичнее. Будучи в неудачном браке, влюблённой в другого мужчину, под постоянным гнётом свекрови девушка совершила самоубийство. Конечно, в мире немало историй с похожим трагическим сюжетом. Думаю, что в случае с Катериной большее влияние имел газлайтинг Кабанихи, а не личная жизнь девушки.
А. Н. Островский один из первых в русской литературе показал ужас женщин после замужества. Поэтому Катерина – набожная, свободная и несчастная – собирательный образ подобных случаев вовсе времена. Ведь трагедия её состоит в неизбежности ситуации, так как общество не дало бы ей жизни в случае развода, а оставшись её сломала бы свекровь.
Таким образом, Катерина всё тот же «милый идеал». Она такая же хрупкая и невинная, бесхарактерная, но отличие от её предшественниц в том, что трагедия Катерины носит далеко не любовный характер.
Роман-эпопея «Война и мир»
Л. Н. Толстой в своём романе показывает несколько женских образов, противопоставляя их. С одной стороны Элен, типичная аристократка, красивая, элегантная, с другой стороны Наташа, живая и яркая, а с третьей Марья, сдерженная и воспитанная. Но их объединяет наличие ошибок и последствий.
То есть, в отличие от предыдущих примеров, здесь героини по-настоящему живут. В ходе прочтения, мы видим проявления их характера, ошибки, которые они совершают, и как они расплачиваются за них. В какой-то степени это проявление их свободы, как персонажа. Но для Л.Н. Толстого красота и предназначение женщин заключается в создании семьи, поэтому Наташа и Марья становятся домохозяйками, а Элен из-за своей «распущенности» умирает.
Таким образом, мы видим рост героинь. Женский персонаж начинает отходить от «милого идеала», принимая новые стандарты и нормы.
«Сжала руки под тёмной вуалью» и «Песня последней встречи»
Героини А. А. Ахматовой лучше всего передают тяжесть женской любви. Ссоры. Тоска. Разочарование. Потерянность. Равнодушие. Поэт прекрасно выражает это в своих произведениях. Героини Ахматовой кричат и плачут, они могут позволить себе экспрессивные и жестокие действия, но каря себя за них. Её героини никогда не получат осуждение, а только понимание.
Несмотря на эмоциональность, женщина в стихотворениях А. А. Ахматовой - образ патроитки, которая призывает и проходит вместе со своей страной все трудности.
Ахматовская женщина далека от «милого идеала». Она одновременно мужественная и ранимая, гордая и ласковая, готовая защищать до последнего тех, кто ей дорог и может падать от бессилия. Это делает героинь живыми и неповторимыми.
Роман «братья и сёстры»
Женщины Ф. Абрамова аскетичные и одинокие. Жертвы войны, которые вынуждены работать за троих. Они волевые и патриотичные. Но притом, способны сопереживать, смущаться, сомневаться и брать ответственность за себя и других.
Ф. Абрамов показывает их и слабые стороны, простые желания и бесконечную тоску.
Таким образом, абрамовская женщина ближе всего к настоящему. Героини неподвластны каким-либо стандартам, такие разные, но сплочённые одной проблемой.
Заключение
То, как менялось общество, несомненно имело огромное влияние на авторов. Поэтому мы можем увидеть очевидные отличия «милого идеала» пушкинской героини и работящей и уставшей абрамовской. Прежде «мраморная кожа» сменилась на грубые, красные от работ руки. Нельзя точно сказать хорошо это тили плохо, но точно одно: женские образы стали не менее ценны как и мужские. Теперь они стали более разнообразными, интересными читателю, стали отдельными от мужского. Я считаю, что такая перемена очень важна, поэтому тема развития образа женщины не должна оставаться в тени.