Каждый человек встречается с необходимостью воспитывать кого-то. Даже самого себя нам приходится воспитывать. Зачастую мы делаем это, опираясь на житейскую интуицию, и нечасто задумываемся о принципах воспитания.
В данной статье я бы хотела привести некоторые принципы воспитания.
- Принцип полного принятия. Ребенок имеет право быть таким, каков он есть, и вести себя так, а не иначе, при имеющейся у него индивидуальной истории. Ребенок имеет право на свое поведение в сложившихся условиях. Это не значит, что педагог не имеет право на постепенную корректировку сложившегося поведения, но он должен осознавать, что поведение ребенка обусловлено индивидуальными обстоятельствами. А, значит, верная корректировка возможна только с изменением последних.
- Принцип гуманизма. Ребенок — безусловная ценность. Воспитание должно быть направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка, его успешное самоопределение в социуме. Должно способствовать счастью и процветанию ребенка в будущей жизни.
- Оптимистическая гипотеза. Каждый ребенок талантлив. Педагогу только нужно найти ключик и помочь воспитаннику раскрыться. Каждый ребенок может преодолеть трудности, если верить в него и помогать ему самому поверить в себя. Исходя из моей практики, этот принцип способствует большому и быстрому успеху в воспитании.
- Принцип демократизма. Педагог уважает мнение ребенка, его интересы и взгляды. Рассматривает ребенка как друга и партнера, ведет с ним равноправный диалог и сотрудничает с ним. Однако, это не означает, что система ограничений и наказаний исключается. Она имеет место быть, корректна и донесена до ребенка как система правил, которой необходимо следовать. При этом правила построены не только для ребенка, но и для педагога, и обе стороны информированы об этом.
- Культурный принцип. Воспитание осуществляется в контексте общепризнанных ценностей и согласно традициям национальной культуры.
- Принцип значимой деятельности. Воспитание основывается на том, чтобы помочь ребенку почувствовать мотивацию определенного поведения, а, именно, его успехи, уверенность и неповторимость. Помочь ему осознать важность конкретной деятельности для себя и окружающих и, следовательно, свою значимость. В противовес словесным убеждениям о том, «что так поступать необходимо, так поступают все».
- Ценностный принцип. Все, что воспитатель пытается донести до ребенка, должно иметь определенную ценностную характеристику, которую также необходимо доносить до ребенка. Пояснять, что и как надо делать, вместе с пояснением о том, зачем это делать и какую ценность это имеет для самого воспитанника.