Буддийский монах традиции Тхеравада. Таиланд · 7 мая 2023
О Карме
Если нравственная практика человека связана со знанием (ñāṇa·sampayutta), то ему намного легче соблюдать правила нравственного поведения. Обладая этим знанием, человеку страшно сделать что-то дурное, потому что он руководствуется желанием избежать страданий от последствий неблагой каммы. Со знанием о действии каммы человек осознаёт, что безнравственное поведение может привести только к плохому перерождению, а в этой жизни оно влечёт за собой лишь беспокойство, несчастье и неуверенность в себе. Со знанием о действии каммы он понимает, что чем более высокое обучение он пройдёт, тем больше счастья и уверенности в себе получит. Он знает, что по-другому и быть не может. Человек переживает хорошие состояния, которые сопровождают благое сознание: совесть (hiri), стыд (ottappa), умиротворённость сознания (citta·passaddhi), осознанность (sati) и вера (saddhā), словом, счастье (sukha). Такое счастье имеет важное значение, если практикующий хочет преуспеть в третьей сфере накопления заслуг, в медитации (bhāvanā). Будда советует каждый день размышлять о Знании владения каммой, потому что польза от практики нравственности неизбежна как в этой жизни, так и в будущем:
Я владелец каммы (kamma·ssakomhi), наследник каммы (kamma·dāyādo), я произошёл из каммы (kamma·yoni), связан каммой (kamma·bandhu), имею камму своим прибежищем (kamma·paṭisaraṇo). Какую бы камму я ни совершил, хорошую или плохую, я буду её наследником.
Нравственность с таким знанием о действии каммы является более сильной. Почему? Потому что наличие мудрости делает сознание трёхкорневым (ti·hetuka): укоренённым в не-жадности (a·lobha), не-отвращении (a·dosa) и не-заблуждении (a·moha), что всегда создаёт более мощную благую камму.