Здесь и далее - выдержка из одного труда М. Н. Эпштейна. Конкретно из "Религия после атеизма. Новые возможности теологии". Книга любопытная - рекомендую.
Человеку не нужны рациональные доводы, чтобы поверить в Бога, если он пришёл к вере душевным опытом. Но человек - существо цельное, и ему необходимо соединить свою веру со всей полнотой доступного ему знания. То знание, которое приносит нам наука XXI века всё более способна, при определённой точке зрения, ясно указывать на то, что Вселенная имеет Творца. И поверить в него на основе современных научных данных нам несравненно легче чем это было нашим менее осведомлённым предкам.
Я предпочитаю слово "аргумент", а не "доказательство", потому что строго доказать бытие Бога нельзя. Впрочем, как нельзя доказать и гораздо более простые арифметические истины, теоремы Геделя о неполноте - не дадут соврать. Но можно показать, почему бытие Бога не только не противоречит научно наблюдаемым фактам, но и вполне возможна логическая выводимость из них.
Технотеизм
Под технотеизмом иногда понимают суеверное почитание техники, преклонение перед ней как перед божеством, или же чем-то сакральным. Воскуривание фимиама перед принтером, и ублажения духа компьютера освящённым машинным маслом. Но такой "технотеизм" скорее техномантия, техноязычество, и это понимание противоположно нашему.
Технотеизм - не обожествление машины, а то представление о Творце, которое возникает у нас благодаря использованию техники и осознанию нашего собственного могущества, сравнимого и и всё-таки несравнимого с могуществом и разумом Творца.
Технология обычно рассматривается как область питающая самые радикальные атеистические взгляды. В самом деле, если человек способен своим разумом и энергией перестраивать вселенную по своему плану, где же находится в это время Творец, почему Он бездействует, в чём проявляется Его воля? Всё возрастающая активность человека, будто бы оставляет всё меньше места для активности Творца.
Но почему успехи техники должны опровергать бытие Бога, а не, напротив, всё более ясно аргументировать возможность такого Его всемогущества, которое раньше представлялась совершенно немыслимым людям, что владели лишь примитивными орудиями труда. Как объяснить, например, пахарю или лесорубу, что Бог может читать все помыслы людей? Или что человек умирая и превращаясь в прах, пожет тем не менее пережить своё тело и сохранять целостность своей личности, бессмертие души. В древности техника была примитивно-материальной: топор, плуг, молот, серп. По-настоящему интеллектуальная техника, умные машины стали возникать совсем недавно, где-то полвека назад (ведь нельзя назвать интеллектуальной ни паровую машину, ни авиационный двигатель). Собственно главное изобретение интеллектуальной техники: компьютеры, информационные сети, виртуальные миры - произошли исторически совсем недавно. И многим стало легче поверить в Бога, в сверхъестественный разум, после того как они познакомились, с искусственным разумом, пусть пока и с весьма ограниченным. Если человек способен творить нечто столь похожее на него, то увеличивается вероятность того, что он сам сотворён.
Я понимаю например, как сведения о всём населении Земли могут накапливаться в маленьком электронном устройстве и как и мои мысли и привычки могут быть вычислены мощными серверами, хранящими информацию обо мне. Я печатаю слово - а компьютер знает наперёд даже лучше меня, какое слово я хотел напечатать, исходя из анализа моего активного словаря. Или мощь Биг Даты предсказывающей желаемые мною покупки весьма ассоциативно связанные с запросами многомесячной давности. Компьютер помнит, что я забыл, он догадывается о том, чего я хочу, он подсказывает то, что я могу или должен делать, он становится моим собеседником, пусть и в довольно простейших вопросах. Например, ища духи "Фаренгейт", то одновременно наверняка получите предложение приобрести "451° по Фаренгейту" Брэдбери, а при поиске какой-либо конкретной книги, вскоре вам предложат книгу того же жанра, или по смежной проблеме. Может это ещё достаточно примитивно, но не так уж бессмысленно. Вся эта мировая сеть, или даже ноосфера всё более полно охватывает мои интеллектуальные запросы и привычки, выдаёт их мне обратно с какими либо комментариями, ассоциациями, предложениями, становится действующей частью моего мозга - восполняет недостатки моей памяти, знания и даже воображения.
И теперь, по опыту общения с новейшей техникой, мне гораздо легче представить, как Творческий Разум может общаться со мной, и читать каждую мою мысль, и отзываться на неё, и передавать мне свои мысли. Крестьянину с сохой, который видел только воздействие одного материального предмета на другой, неизмеримо труднее было бы представить то, что, как сказано в Евангелии, все волосы на его голове сосчитаны и всё тайное, творящееся в его душе - может стать явным. Как у всех живущих на Земле можно сосчитать все волосы? И тем более проникнуть в его помыслы? Откуда берётся такой всевидящий и всезнающий дух? Как он может быть везде и в каждом? Конечно, крестьянин мог просто принять это на веру безо всяких объяснений и доказательств, но для меня и для моих современников такое представление о всеобъемлющем и всемогущем разуме уже не только лишь вопрос веры, это уже предмет вполне разумного, хорошо обоснованного предположения.
Теперь мы знаем сколь компактны средства хранения информации, как в одном зернышке вещества, может помещаться не только будущее дерево, но, если это вещество, суть чип, микросхема - и тысячи и миллионы книг, планы городов, информация о государствах, планетах, химических элементах и т.д.
Что же удивительного, что Всевышнее Существо, Верховный Разум может хранить в себе планы не только нашей, но бесчисленные элоны других вселенных и проникать в тайное тайных каждой личности, всех разумных существ, в их прошлое и будущее? Раньше человеку с молотком и мотыгой в это оставалось только верить, как в сказку, чудо, миф. Наука и техника приближают к нам сверхъестественное, делает его естественным, вполне объяснимым. Древние не могли понять как умирающий и телесно исчезающий человек может продолжить жить в такой невидимой и неощутимой субстанции называемой душой. Нам же, пользователем электронных сетей, гораздо легче понять разницу между информацией и её материальным носителем. Мы теперь уже можем знать, то во что древние только верили, по слову ап. Павла о том, как догадка перейдёт в знание:
Теперь мы видим как бы сквозь мутное стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан
(1 Кор. 13:12).
Изумительно точные слова. Я познан Богом, Который знает меня насквозь, как своё создание; но я знаю Его лишь отчасть, а "тогда", в конце времён, "познаю подобно как я познан". Между нами уже не пропасть, одолеваемая прыжком веры, а высочайшая гора, по которой возможно восхождение разума, пусть никогда и не доходящее до вершины. Мы дорастаем до подмастерьев, которым впервые дано догадаться о методах работы Мастера - не проникнуть в Его секреты, но по крайней мере знать где их искать. В этом смысле история науки и техники, всей цивилизации - это обучение элементарным навыкам работы в той мастерской, куда нас взяли подмастерьями овладевать ремеслом миротворения.