Генеалогия европейских монархов, популяционная... · 2 янв 2022
Морганатические браки Романовых. Часть 1.
В последнее время многие обсуждают тему, кто из потомков Романовых сохранил право на гипотетический престол России. Проблема заключается в том, что все ныне живущие Романовы родились в результате, так называемых, морганатических браков, без исключения. Что это за браки такие и откуда взялась эта дискриминация? Попробуем разобраться.
Если обратиться к самому доступному сейчас источнику информации – Википедии, то морганатический брак – это брак между персонами неравного положения, при котором супруг/супруга более низкого положения не получает в результате этого брака такое же высокое социальное положение. Вики считает, что это понятие появилось на рубеже XVIII и XIX веков, хотя с этим можно поспорить. Браки монархов всегда оценивались обществом на предмет их равенства с точки зрения положения супругов и по степени успешности, в плане политической/экономической выгоды. Равными браками считались, например, между принцами и принцессами Испании и Франции, а когда будущий король Франции Генрих II женился на Катерине Медичи, общество нашло брак неравным и унизительным для французской короны. Но положение супруги и потомства, рождённого в браке, определялось правящим монархом и подтверждалось правительством или парламентом. Так, английский король Карл II признал брак своего брата с дочерью своего министра, но при этом всего лишь мелкого помещика, и дочери, рождённые в этом браке, стали английскими королевами. В то же время, браки сыновей Георга III, без разрешения сюзерена были аннулированы, а дети признаны незаконнорожденными и лишены всех прав, полагающихся членам королевской семьи.
А что же у нас, в России? В генеалогии Рюриковичей довольно много белых пятен, связанных с происхождением их супруг, но то, что нам известно, позволяет утверждать, что браки заключались либо с представительницами королевских домов Центральной и Восточной Европы, либо между собой. Позднее, браки стали заключаться и с боярскими фамилиями. Здесь значимым фактором, влияющим на выбор невесты, стала религия, что последние Рюриковичи, что первые Романовы, может и хотели заключить династический союз, но православных династий больше нигде не было, а европейские принцессы не торопились менять религию. Поэтому любой брак царя или царевича с православной дворянкой считался приемлемым. Только Пётр I, выведя Россию из периферии на международную арену, получил возможность породниться с европейскими правителями.
Сам Пётр женился на женщине, не имеющей ни капли дворянской крови и сделал её императрицей. При этом, старшего сына женил на европейской принцессе, но потом у Петра родился младший сын от любимой жены и он лишил старшего сына прав на престол в пользу младшего. Решая свои сиюминутные проблемы, Пётр постановил, что теперь глава государства сам назначает себе наследника по своему усмотрению, не смотря на старшинство, нарушив тем самым традицию, сложившуюся при последних Рюриковичах, когда отцу наследовал старший сын. Старший сын погиб, младший умер, началась череда дворцовых переворотов. Порядок в вопросе престолонаследия попытался навести император Павел I, который, в своё время, сам не был до конца уверен в том, что его мать не лишит его короны. В 1797 году Павел издаёт Акт о престолонаследии, в котором закрепил порядок наследования, при котором преимущество имели потомки мужского пола по нисходящей линии, а также определил титулы и привилегии членов императорского дома.
Распоряжение Павла Петровича в 1788 относительно своих наследников.
Следующим с проблемами столкнулся император Александр I, его брат и наследник Константин Павлович после развода, вторым браком женился на дочери польского графа в 1820-ом. Примет ли высший свет в качестве будущей императрицы польскую аристократку, ответ был скорее отрицательным. К этому моменту, младший брат Александра, Николай уже был женат на дочери Прусского короля и имел двоих детей. Пока что, это был самый блестящий брак Романовых, дочь короля! Расчищая дорогу к престолу для Николая, Александр вносит поправки к Акту престолонаследия, наследники престола должны родиться только в равном браке, никаких графинь, княгинь и простых дворянок, только дочери владетельных домов Европы! С этого момента члены императорской семьи не имеют права вступать в брак с кем бы то ни было внутри страны (кроме членов императорского дома), это однозначно, и с высочайшего разрешения - за её пределами.
При Александре III род Романовых становится довольно многочисленным, император оставляет титул Великих Князей/Княжон только за детьми и внуками императора, правнуки получают титул Князей императорской крови, что задело многих Романовых, скорее всего, недовольство было связано и с уменьшением денежного обеспечения. Александр III жёстко проводил политику против родственников, посмевших нарушить Акт, Романовы, вступившие в браки против воли императора лишались всех должностей и званий, денежного обеспечения и были вынуждены покинуть Родину. В дополнении ко всему, не совсем чётко было прописано, с кем считать брак равнородным. После объединения Германии и революций в Европе, многие династии потеряли свои короны и соответственно уже не могли считаться владетельными. Но сам Александр III рассматривал принцессу из Орлеанского дома, потерявшего престол во Франции, в качестве жены своему наследнику, будущему Николаю II. Браки с одними и теми же фамилиями в одних странах могли считаться морганатическими, в других признавались равнородными.
Во времена императора Николая II сложилась патовая ситуация, Романовых стало ещё больше, равнородных невест, соответственно, требовалось больше, а так ли уж привлекательными были браки для европейских принцесс с Князьями императорской крови? Всё чаще и чаще случались мезальянсы, Романовы отказывались от своего положения ради спокойной жизни частного лица рядом с любимой женщиной, где-нибудь на Лазурном побережье. Последнее изменение в Акт было внесено в 1911 году, Князьям императорской крови было позволено родниться с аристократическими фамилиями, только с высочайшего разрешения, и приняв факт, что их дети прав на престол уже не имеют. Это было последнее видение императорской фамилии относительно своего будущего, они и представить не могли, что через несколько лет ни одного бесспорного наследника не останется. Возможно, если бы в семье не произошло раскола, они смогли бы прийти к решению, устраивающему большинство и легализовать аристократические браки, но … не смогли договориться…
Теперь перейдём непосредственно к морганатическим бракам, первым стал Великий Князь Константин Павлович, сын императора Павла I и брат Александра I и его наследник. После крайне неудачного брака с принцессой Саксен-Кобург, родной тётей английской королевы Виктории, после многочисленных внебрачных связей он женился на старшей дочери польского графа Жанетте Антоновне Грудзинской, император даровал ей титул княгини Лович. Детей в браке не было. Константин отказался от своих прав на престол в пользу младших братьев, отсутствие публичности в этом вопросе спровоцировало один из сильнейших кризисов власти в 1825 году.
В 1853-ем после годового траура по своему супругу, старшая дочь Николая I Мария вышла замуж за Григория Александровича Строганова, их роман начался ещё при жизни супруга Марии Николаевны. Надо было обладать стальным характером и непреклонной волей Марии Николаевны, чтобы посметь нарушить основополагающий закон императорского дома. Но даже она, любимица отца, держала брак втайне от родителей и даже после их смерти, супругу было запрещено появляться вместе со своей женой на публике. В браке родилось двое детей, сын Григорий, проживший всего 2 года и дочь Елена, в браке Шереметьева (1861-1908). Григорий Александрович был сыном генерала и управляющего Министерства внутренних дел графа А.Г.Строганова и дочери государственного канцлера Н.В.Кочубей. Род Строгановых имел жалованное дворянство и не относился к природным князьям, происходивших от Рюриковичей. Семья занималась торговлей и промышленностью, владела крупными угодьями и большим количеством крепостных, занималась меценатством. Безусловно, этот брак воспринимался бы светом как неподобающий мезальянс.
Брат Марии Николаевны, император Александр II, один из немногих Романовых, кому было позволено самому выбрать себе невесту, без памяти влюбился в девушку, чьё происхождение вызывало большие вопросы в Европе, когда родилась младшая дочь герцога Гессен-Дармштадского, её родители уже давно не жили вместе, тем не менее, под давлением сестры супруги (а это, между прочим, была императрица России Елизавета Алексеевна) герцог признал дочь. Санкт-Петербург был не доволен выбором наследника, после брака его отца с дочерью прусского короля, двор рассчитывал на более блестящую партию, но Александр Николаевич настоял на своём. Поначалу брак был успешным, любимая супруга исправно рожала сыновей, со временем, у императора начались романы на стороне. Последний и самый страстный роман 47-летнего императора с 18-летней княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой продолжался 15 лет и закончился браком через 1,5 месяца после смерти супруги императора, к этому моменту Екатерина Михайловна родила императору 4-х детей: Георгий (1872-1913) Светлейший князь Юрьевский, Ольга (1873-1925) в замужестве фон Меренберг, Борис (1876) и Екатерина (1878-1959) в замужестве Барятинская и затем Оболенская. Род Долгоруковых это российская ЭЛИТА с большой буквы, Рюриковичи, потомки князя Михаила Черниговского, убитого в Орде и канонизированный за свою мученическую смерть. Они всегда стояли в первых рядах возле трона. Первая супруга царя Михаила Фёдоровича была Долгоруковой (она умерла вскоре после свадьбы, потомства не оставила), Пётр II собирался жениться на другой представительнице этого рода, его преждевременная кончина расстроила эти планы, но Долгоруковы всерьёз рассматривали вариант возвести невесту на престол после смерти императора. И третья Долгорукова, тайный брак, титул Светлейших князей, вполне реальной была перспектива объявить о браке всенародно, признать детей Великими Князьями, но взрыв 1 марта 1881 года не дал осуществиться этим планам. Следующий император Александр III не мог простить ни многих лет унижения своей матери, ни поспешного брака после её смерти. Брак не был обнародован, большую часть своего вдовства Екатерина Михайловна провела в Европе. Даже Долгоруковым не было позволено войти в императорский дом.
Последующие морганатические браки Романовых рассмотрим в следующий раз.