«Момо» – повесть-сказка немецкого писателя Михаэля Энде, покорившая меня до глубины души в начале этого года. Многие из сказок Энде были экранизированы, поэтому мне особенно стыдно, что с автором я познакомилась только сейчас. Наверняка вы в детстве смотрели мультсериал про Джима Баттона. Так вот, сказку «Джим Пуговка и машинист Лукас» тоже написал Энде.
В центре повествования история девочки Момо, обладающей удивительной способностью – уметь слушать так, как никто другой. Все идет хорошо, пока в городе не появляются Серые господа – похитители времени. Они убеждают людей экономить время, чтобы быть прогрессивными. Горожане начинают больше работать в надежде, что сэкономленное время вернется к ним в будущем с процентами. Они теряют вкус жизни и свою индивидуальность, крутясь как белки в колесе. Момо удается с помощью своего дара вернуть друзей, а Серые господа объявляют на нее охоту, считая детей своими главными врагами.
Прелесть «Момо» заключается в ее двухуровневой системе. Книгу можно воспринимать как волшебную приключенческую повесть о путешествии во времени и как работу, посвященную критике материализма, общества потребления и денежной системы.
Обычно, анализируя художественные произведения и кинематограф, нельзя с уверенностью говорить о социально-политическом подтексте. Случай «Момо» – исключение.
Михаэль Энде был приверженцем теории «свободной экономики». Ее разработал немецкий предприниматель Йохан Сильвио Гезелль, который считал, что деньги должны служить только в качестве средства обмена, а не сбережения, поэтому их держателей необходимо облагать демереджем.
В письме одному из критиков Энде признался, что стремился в сказке обличить недостатки склонности людей к чрезмерному накоплению.
Любимый момент: вся вторая глава. Она чудесна, пусть там и нет ничего примечательного для политического анализа. Хотя с т.з. конфликтологии она очень здорово иллюстрирует технику пассивного слушания.