«Письмовник» — это роман в письмах с подвохом. На первый взгляд, перед нами почтовая переписка двух влюблённых, один из которых ушёл на войну. Но только вот она явно живёт во времени, приближенном к современности, а он – на рубеже XIX-XX веков. Кто же они друг для друга?
Письма каждого из них как будто бы уходят в никуда. Мы не видим настоящей коммуникации между Сашенькой и Володей. Получают ли они ответы друг от друга? Или переписка – способ для каждого из них выговориться? Произведение ставит множество вопросов. И ответ каждый, дочитавший до конца, должен сформулировать для себя сам.
Роман Шишкина, который был опубликован в 2010 году, словно предвосхищает «Каждые сто лет» Анны Матвеевой. Здесь – эпистолярный жанр, там – дневниковый. Тема схожести человеческих судеб в разные исторические времена, взаимоотношений в семье, одиночества и материнства…Уж не вдохновлялась ли Матвеева шишкинской прозой?
Предупреждаю – в нынешних реалиях читать этот роман может быть тяжело. Очень много мыслей про войну, смерть. Есть чересчур физиологичные описания. Но это ещё и текст про то, что «всё на свете зарифмовано со всем на свете». Про смысл и ценность слов. Мне кажется, это произведение нельзя оценивать исключительно в плоскости «понравилось»/«не понравилось». Это роман для тех, кто хочет насладиться ярким образным слогом автора, задуматься о вечных темах. И так ли уж важно, кто кому пишет письма?
«Слова – обманщики. Обещают взять с собой в плавание и потом уходят тайком на всех парусах, а ты остаёшься на берегу. А главное – настоящее ни в какие слова не влезает. От настоящего – немеешь. Всё, что в жизни происходит важного, – выше слов».
«Пойми, жизнь – это расточительный дар. И твоя смерть – это дар. Дар для любящих тебя людей. Ты умираешь ради них. Это очень важно для людей, когда самые близкие уходят. Это тоже дар. Только так можно понять что-то о жизни».
«Люди ругаются на полную, а мирятся наполовину, и так каждый раз от любви отрезается, и её становится все меньше и меньше».
Читали? Будете читать?