Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
искусствовед, культуролог  · 21 мая 2022  ·
cinedeformation

​Постмодернизм на экране. Лекция 2.​Маргинальное

Маргинальное в постмодернизме
В прошлый раз мы говорили об игре с причинно-следственными связями в повествовании в следствие критики абсурдной рациональной логики. Её абсурдность в том, что не смотря на гуманизм как центральную ценность (согласно проекту Просвещения еще с XVII века) — возможно рациональное объяснение целесообразности убийства другого человека (для западной культуры это опыт Холокоста, например). Желая уйти от этого типа мышления постмодернизм теряет способность описывать своего субъекта в предыдущих рациональных категориях. Поэтому перспектива у постмодернизма следующая — забвение (и поэтому кризис) субъекта и отмена привычных иерархий. Последнее возможно при пересмотре роли маргинального и центрального в культуре. Иными словами право голоса и власть дается тем, у кого их раньше не было. Хотя бы на экране фильма. Поэтому в постмодернизме актуальной становится марксистская критика.
Еще одна причина обращения к жизни общества периферии — то, как она иллюстрирует процессы разрушения. В прямом смысле это низкий уровень жизни. В переносном — культура истончается и почти сливается с природой (человек как зверь), в связи с более медленным течением процессов обнаруживает себя повседневность, обычно незаметная в интенсивной инфраструктуре центральной культуры (например, в мегаполисе). Рефлексия об обществе в этом направлении создает оппозицию «система» – «человек»  для анализа их взаимодействия, попытки понять место и роль человека в государственной системе, и то, что происходит с коммуникацией, общением между людьми после пережитой культурной травмы.
Фильм «Человек без прошлого» Аки Каурисмяки как раз о маргиналах и жизни на периферии. Эта ироничная утопия о самых добрых людях, живущих практически на улице, о сочувствующих, понимающих представителях власти на самом деле обнажает невозможность человека вписаться в социум без предписанной идентичности. Изначально кино братьев Каурисмяки очень трагично, в нем редко бывает счастливый финал, но мрачные финны всегда смеются над неизбежностью смерти и нелепостью устройства общества. За свой черный юмор в 1980-е они и стали культовыми, получив прозвище Каурисмяки-лэнд. Хотя «Человек без прошлого» романтичен и утопичен (жизнь в железных контейнерах на окраине города и одиночество легко смягчается у Каурисмяки хорошей американской музыкой), созданный им мир во многом документален. Действие большинства фильмов Каурисмяки происходит в Хельсинки. Гнилые бытовки и нищета не придуманы им для образности, но передают опыт тяжелого экономического кризиса 1990-х, когда СССР как ключевой экономический партнер страны развалился и в Финляндии начался затяжной финансовый коллапс. Чувство потерянности героев фильма, их социальная неустроенность, невозможность получить работу, жизнь в промежуточных пространствах рядом с железной дорогой, в контейнерах и переходах подчеркивается нелепыми правилами общества с его бюрократией и полицейской системой. Пожалуй, поэтому в сегодняшнем политическом контексте усиленного контроля, картина кажется особо актуальной, а персонажи вызывают особое сочувствие.
#Кино и постмодерн
Перейти по ссылке
telegra.ph/file/0bb3d8098abbb30ece164.jpg