Для чего проводится логопедическая диагностика?
- Для выбора оптимальных приемов и методик в последующей работе.
- Знакомство, подбор игр и пособий, соответствующих интересам ребенка.
- Отслеживание динамики.
- Для других специалистов: неврологов, классных руководителей, воспитателей, логопедов.
Достоверность данных логопедической диагностики.
Почему мы поднимаем данную тему? Потому, что в работе логопеда огромную роль играет человеческий фактор:
- Ребенок может проявлять стеснение, например, говорить тихо, путать понятия, допускать достаточно много ошибок в части словоизменения, словообразования и т.п.
- Ребенок может усиленно стараться, отчетливо проговаривать все звуки и слова.
- Ребенок с расстройством поведения, может держать неравномерный темп деятельности, быстро утомляться, что значительно повлияет на результаты обследования.
Пути сохранения достоверности данных логопедической диагностики:
- Прочитать маме всю информацию, записанную во время обследования.
Таким образом, мы сможем уточнить состояние речевых функций.
- Разнообразно проверять сферы речевого развития, требующие уточнения.
- Выделять в заключении те сферы, для которых требуется дополнительная диагностика.
Логопедическое обследование включает в себя:
Сбор анамнестических данных.
Поведение на приеме.
Анатомическое строение артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики.
Звукопроизношение.
Темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
Исследование лексики и грамматического строя.
Фонематический слух.
Состояние крупной и мелкой моторики.
Зрительное восприятие.
Навыки чтения и письма.
Обсуждение с родителями всех компонентов обследования, описание направлений логопедической работы.
На логопедическую диагностику у меня уходит 1-1,5 часа.
Три этапа:
- Запрос родителей, беседа, запись анамнеза.
- Диагностика ребёнка.
- Заключительная беседа с родителями, краткое описание выявленных дефицитов в речевых функциях, направления работы.
Написание самого заключения занимает примерно 30 минут.