26 августа 1687 года родился голландский виртуозный музыканти композитор Виллем де Фесх. Он интересен как современник Петра Первого,гостившего в Голландии в 1697-98 и 1716-17 гг. В России имя Де Фесха малоизвестно, а в единичных публикациях (в основном сетевых, копирующих википедиюпо принципу «копипаста») его имя пишут Де Феш. Спасибо за то, что викикопипастерыБосха пишут Босхом, а не Бошем.
Де Фесх относится к знаменитым (в своё время) голландскимкомпозиторам конца XVII – начала XVIII вв., рождённым в Нидерландах, наряду сЙоханом Схенком (основателем голландской сценической музыки) и ПетеромХеллендаалом, но зачастую в справочниках XVIII-XIXвв. его называли «немцем». Скорее всего, это прозвище он получил из-за отца,органиста из Льежа, перебравшегося в Алкмаар. Проживая в Голландии, отец поддерживалтесные связи с Карелом Розье, одним из самых успешных амстердамских музыкантови композиторов того времени. Скорее всего, юный Виллем получил уроки органа уотца, а скрипки и струнных у скрипичного виртуоза Розье, на чьей дочери онженился.
Во время первого приезда Петра Виллему де Фесху было 10 лет.Алкмаар располагается недалеко от Заандама, и потому наверняка мальчик слышал обольшом тарараме, устроенным нашим царем, ибо шум стоял на всю Европу. Зато вовремя второго визита он служил в Амстердамском шоубурге на Кайзерграхте, куда поступилскрипачом и органистом в 1710 году, и где через десять лет числился орган-мейстером.Женился он в 1711 году на певице, исполнявшей в Шоубурге первые партии, а тесть– Карел Розье, был главным концертмейстером и композитором Шоубурга. Не вызывает никакого сомнения исполнительскийталант Де Фесха, потому что почти во всех отзывах он характеризуется гением. Амстердамскийшоубург – большой городской театр на Кайзерграхте, основанный в 1638 году, и Пётрпосещал его в 1697 году, в частности, известно, что он смотрел «Армиду», спением и танцами.
Второй визит Петра оказался неожиданностью для правительства.Пётр остановился по соседству с театром в доме своего торгового агентаКристоффеля Брандта, и в панике царь был приглашён в театр, где в тот вечер шлаголландская классическая пьеса «Гайсбрехт Амстелский» Йооста ван дер Фондела.
Эта большая пятиактная пьеса шла без перерывов на каждоерождество вплоть до 1968 года, навроде «С лёгким паром» на нашем телевидении. Хроникии упоминают, были ли в те годы в «Гайсбрехте» музыка и танцы, а доступныепрограммки и афиши пьесы других годов. Стиль исполнения того времени можнопредставить, если я упомяну, что одновременно в афише шёл речитативный «Сид»Корнеля, где достоинством было мастерство декламации длинных монологов.
Наверняка это не понравилось Петру, который на следующийдень побежал в Адмиралтейство, где ему устроили большие маневры, расписанные вдлинных, подробных и напыщенно-цветистых отчётах. В «Истории города Амстердама»же посещение Петром Шоубурга описано очень деликатно: «Наш город сновапопытался развлечь царя приёмом в театре и показом «Гайсбрехта ван Амстела»,что для него было менее приятным, чем посещение старых друзей и знакомых…» ЯкобСхелтема в труде «Пётр Великий Император России, в Голландии и Заандаме в 1697 и1717 гг.» изложил посещение Шоубурга чуть подробнее: «21 декабря городскоеуправление устроило в театре спектакль, на котором была разыграна знаменитаятрагедия: «Гизбрех ван Амстель», а после спектакля был дан в честь Царяроскошный ужин: Пётр остался доволен, но он ещё с большим удовольствием отнессяк сделанному ему на другой день предложению осмотреть верфи Адмиралтейства и Ост-Индскойкомпании, тем более, что предоставленные в его распоряжение яхты и буера давалиему полную свободу носиться на парусах по всему заливу Ай..» А также: «Посвидетельству Ноомена голландская знать вела беседу с Царём на такомизысканно-вежливом языке, что Пётр не выдержал и сказал голландским барам: «Будемразговаривать простым языком, на каком говорят у вас плотники…» В дальнейшем Пётризбегал голландский театр как чуму, хотя велел на Руси театру быть и ввозить музикусов,комедиантов и плясунов.
Была ли музыка в трагедии Фондела в 1716 году, не ясно. Но музыкантыприглашались Брандтом на торжества в честь Петра, что следует из его счетов, предъявленныхим голландцам, а театр с музыкантами,среди которых был сверходарённый Де Фесх, находился по соседству с домомБрандта.
Как бы то ни было, к началу 1720-х гг. Де Фесх проявил себякак виртуозный музыкант – органист и скрипач, и был орган-мейстером в Шоубурге,руководил оркестром и хором, а затем перебрался в Антверпен. В Амстердаме онпользовался большим почётом, чему свидетельствуют его выгравированные портретыи отчеканенная медаль, а также то, что он издавался только амстердамскимнотопечатником (конечно же, у Розье).
Викикопипастеры пишут, что Де Фесх был изгнан со скандалом изАмстердама в 1731 году и скрылся в Антверпене. Я нахожу это бездумнымиспользованием сто раз перекопипастченого, когда вместе с грязной водою выплеснулиребёнка. Сетевые знатоки пишут, что «Де Феш был органистом кафедрального собораАмстердама, а также мастером пения в 1725-1731 годах. Его порывистый характербыл виноват в его отставке в 1731 году, особенно в его дерзком поведении по отношениюк хоровым певцам».
Хочется сразу возразить: в Амстердаме Де Фесх работал тольков Шоубурге, а в кафедральном соборе, какового в Амстердаме нет (всё-такипротестанты) он служил только в Антверпене, где пробыл в 1725-1731 гг. Видите,как просто увидеть ложное инфо, если читаешь «бумажные» книги, написанные знающимиавторами, зачастую свидетелями.
Бельгийские и английские справочники XVIII-XIX вв. пишут,что скандал произошёл именно в Антверпене. Согласно им, в Антверпен Де Фесх перебралсяна освободившееся место знаменитого органиста Альфонса д'Эва в СобореБогоматери (Нотр-Даме), где сочинял органные произведения. «Он был и выдающимсяорганистом, и искусным виолончелистом, и заслуженным композитором, но чрезмерносуровым в обращении. Он поднял против себя возмущение жестоким обращением сдетьми хора, руководство которым было на него возложено. По этой причине онполучил отставку в 1731 году». В 1730 году Де Фесх написал торжественную мессу на4 голоса, хора, 2 скрипки, виолончели, баса-континуо, 2 гобоев и фагота, манускрипткоторой находится в архиве Антверпенского собора (Нотр-Даме).
Из Антверпена Де Фесхс семьёй переселился в Лондон, где пользовался большой популярностью. Он давал своивиолончельные концерты, и дирижировал и играл на виолончели в оркестре Генделя,а затем дирижировал в увеселительных Мэрильбон-Гарденс, где уже первыеанглийские композиторы того времени Георг Гендель и Джеймс Хук приходили к немус просьбой сыграть их. В Лондоне Де Фесх давал много частных уроков высшейзнати, неплохо на этом зарабатывая. В это время он часто упоминается вмузыкальной и общественной прессе, зачастую в карикатурном виде, чтосвидетельствует о его успехе. О лондонском периоде Де Фесха можно писать иписать трагедии и комедии.
Там же в Лондоне под влиянием Генделя он написал двеизвестные оратории «Юдифь» (1732) и «Иосиф» (1746), принятые прохладно. Карикатурнаясценка из «Юдифи» известна каждому музыковеду, изучающему английскую сцену той знаменитойэпохи.
Де Фесх оставил массу камерных дуэтов, скрипичных и струнныхсонат, концертов и оркестровых партитур. Музыковеды отмечают влияние на него итальянскоймузыки, особенно его ровесника Вивальди, а оратории – влияние Генделя, которыхон хорошо знал и с кем соперничал. В последнее время появляются записи ДеФесха. Это настоящее голландское барокко, которое так любят музыканты-аутентисты.
После 1750 года он ушёл на покой. Умер Виллем де Фесх вЛондоне 3 января 1761 года.
@Вадим Иевлев, спасибо за ответ. Верно, что голландцы не известны нам (не миру). Это очень маленькая страна, как муха или комарик, а когда вокруг рыщут большие зверюги, то на мелочь не обращаешь внимания: недосуг.