Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Поэт, переводчик, ведущий подкаста ЛКС  · 29 окт 2021

"Круэлла" и поверхностное исследование нашей тёмной стороны

(о фильме и по его мотивам)
Я долго собирался с мыслями, чтобы написать отзыв об этом фильме, да и в целом - насыщенный октябрь у меня выдался. И да, краткость, конечно, "сестра таланта", но, видимо, это не про меня: опять вышло "многа букав".
Сначала отстреляюсь сразу по самому фильму: да, это очень красивая картинка (и по фильтрам, и по одежде с декорациями, и по камере), интересная фабула о становлении знаменитой злодейки из нашего детства, ну и без-вариантов-крутой саундтрек из уже классических композиций. Ну и по трендам последних лет - отсутствие мужчин на главных ролях (даже про отца героини мы узнаём лишь ближе к концу, будто это вообще норма - расти без него), легкий намёк на гомосексуальность у её главных подельников, Джаспера и Хораса (а может это просто и дружба такая крепкая, настоящая филия), сильная и эмансипированная главная героиня (даром что злодейка), ну и открытый квир Арти, без которого вообще всего рок-н-ролльного движа в фильме было бы не устроить. Здесь всё понятно и вполне уже "традиционно", это уже наш "дух времени" и почти интернациональный культурный код, или кот. Смотреть кино можно, нужно, да и, как почти всё у Диснея, вполне приятно. Но теперь ниже - немного мыслей по мотивам этого и подобных ему фильмов.
Во всех подобных историях по реабилитации условных "злодеев" всегда есть один момент, который, кажется, многие улавливают, но не каждый решается или может об этом говорить — это романтизация образа зла. Причём, сам этот приём, конечно, не новый, ещё со времён древних эпосов и литературы, первых фильмов о мафии и героях с неоднозначной и серой моралью.
В каком-то эзотерическом смысле любое прохождение через такой "тёмный" этап в своей жизни, может быть и оправдан, потому что и зла без добра не бывает, как и тьмы без отсутствия света, но ведь далеко не каждый готов так рассуждать о том, что условное "зло" - это лишь какой-то необходимый этап по обретению благодетели и чистоты внутри, как пресловутый катарсис в искусстве. Очень хорошо о таком поверхностном отношению ко "злу" высказался Дмитрий Быков, сравнив упоение от такого становления "плохим" с оргазмическим опытом свиньи: ну, максимум, удовольствие на полчаса, а потом снова в грязь и похрюкать - всё это быстро надоедает людям, да и не многие готовы дойти до самого дна в этом своём "романтичном" исследовании тёмной стороны. "Хорошая девочка стала плохой", - да и бог с ней, но, а что дальше-то? Насколько плохой? До какой степени и стадии зла она дошла? Это как без особой глубины называть себя атеистом или, не дай гностический бог, агностиком. Доктор теологии Леонид Мацих любил повторять, что "настоящего атеиста ещё тоже поискать нужно, разве что Маркиз Де Сад был одним из последних таковых". В общем, далеко не многие согласятся и будут готовы дойти в своём исследовании зла "до самой сути", как сказал бы Пастернак.
Поэтому, если мы воспринимаем лишь внешнюю форму от такого романтизированного "зла", то нам вполне может внезапно захотеться начать зарабатывать любым незаконным путём, томно рассуждая о семье, как в "Крёстном отце" или каком-нибудь очередном "Форсаже"; или вообще надеть плащ и творить беспредел, рассуждая о своих "братанах", как в "Бригаде", запилив себе обрез, как в "Брате"; или хотя бы просто поставить на аватарку Джокера, вдохновившись гением Хита Леджера; или поиграть в гламурного БДСМ-щика Грея (не под алыми парусами, но зато в алой комнате); ну или, на крайняк, обесцветить половину своих волос и поиграть, до кучи, в Стервеллу Дья-воль (если уж быть последовательными и до конца переводить псевдоним главной героини, в лучших традициях М. Спивак). Так уж мы, человеки, устроены, что скорее ухватимся за какую-то внешнюю сторону, и хорошо ещё, если не "додумаемся" так дойти до нигилизма и мизантропии, написав жалкий манифестик в сети и устроив какой-нибудь очередной огнестрел в общественном месте.
С другой стороны - понимание истоков "злодейства" тех или иных персонажей, безусловно, тоже важно, и сейчас - более чем актуальная и хайповая тема. Ведь зачастую, и правда, злодеи — это не всегда долюбленные в детстве и не самые социально устроенные люди, которым порой просто не дали шанса элементарно выговориться кому-то, кто бы понял их, как в "Джокере" Тодда Филлипса. Здесь, конечно, нам тоже было важно понять, с чего это вдруг взрослая мадама из оригинальных произведений о "101 далматинце" так ненавидела этих самых собачек. Правда, даже после такого разжёвывания, как мне кажется, эпизод после титров максимально не увязывается и с этой концепцией - ну, типа, она заботлива отправила щенят далматинца, Понго и Пэдди, в семьи второстепенных героев, чтобы потом уже в основном фильме со своими друганами и особым остервенением гоняться за ними и мечтать сделать-таки из них шубу. Но, в целом, конечно, это всё подано весьма изящно, красиво, дерзко и без шанса на то, чтобы Вы хоть как-то осудили героиню, ведь в этом фильме она далматинцев, ещё пока, не убивает.
Кино+2