Дорогие читатели,добрый день! Сегодня хотел бы поделиться своими мыслями о преподавании музыкальных дисциплин и
о ремесле в целом. На фортепиано я начал заниматься в возрасте 5 лет....а с 17 начал преподавать. Сейчас мне 23,и я могу с уверенностью сказать, что опыт, накопленный мною за время преподавания(и на практике в училище, и на работе в школах, и частно) очень помогает мне, и, к сожалению, я часто вижу, что происходит с отечественной педагогикой и русской музыкальной культурой в целом.
(спойлер: негатив будет, но также расскажу о светлых сторонах и выскажу свои мысли и идеи)
Итак:
PRO
1) Самый главный плюс - это свобода.
Сейчас можно играть все, что угодно, изучать любые произведения: информации - куча. Да, цензура никуда не делась , но(!) сейчас не нужно вступать в пресловутые "союзы композиторов", проходить отбор в ЦК и т д. Сегодня вряд ли кто-то будет запрещать "Художника Матиса" Хиндемита или "Нос" Шостаковича. Цензура только там, где искусство выходит за рамки общественного понимания или вызывает естественное отвращение( но это уже вряд ли искусство). Благодаря более гибким методикам, которые начали появляться в 21 веке и развитой сфере репетиторства, любой может обучаться музыке , и не важно "для себя" или профессионально.
2) Наша (Российская) культура в 21 веке может спокойно взаимодействовать с культурами других стран, и, не являясь обособленной, идти вперёд. Мое личное мнение, что любое искусство и прорывные идеи в нем - это всегда синтез. Сейчас, учась в ВУЗе, я могу уехать на стажировку в MDW, участвовать в мастер - классах, и как музыкант,профессионал и педагог я буду более "скилловый", нежели мои коллеги, которые решают осознанно не идти на "вышку" после училищ ( об этом далее).
3) Важное значение для профессионалов - это наличие доступной информации или нот
!! (Небольшое замечание).
(Дорогие музыканты! Запомните правило: играть надо по нотам той страны, в которой он родился ( Шопен - Польские издания; Моцарт - Беренрайтер и т д; именно в оригинале можно найти уртекст, правильные штрихи,пальцы и т д)!!
Если мне нужны хорошие записи( конкретных называть не буду) или ноты для моих учеников ( тот же учебник Левайна по джазовой гармонии или какой нибудь выпуск The Real Book), я не буду гоняться по библиотекам, искать и т д
Все доступно. И это здорово.
Но на этом,увы, плюсы кончаются.
CONTRA
1) Сама система образования ( и средне - специальные, и высшие ступени) осталась в 20 веке. Представьте Марью Ивановну (образно),которая закончила консерваторию в 1965 году и полвека преподает историю музыки. Для нее Арнольд Шёнберг, Игорь Стравинский или( если она о них вообще знает) "шестерка" - это современные Композиторы! Система отстала от времени на полвека точно.
2) О персоналиях - в нашей стране живут прекрасные педагоги; зачастую они своим делом живут и следуют принципу "Aliis inserviendo consumor". Наша профессия предполагает постоянную концентрацию, бесконечное развитие и стремление к идеалу. Но, увы, таких педагогов меньшинство. И получается, что при отсталой системе мы имеем ещё и людей,которые часто идут в педагогигу/пед. Институт,потому что баллов в другой ВУЗ/консерваторию не хватило, а "корочка" нужна. И потом они идут калечить детей. Это одна беда, она наиболее распространённая и вряд ли решаемая. А теперь, возвращаясь к абзацу про колледжи/училища. Мое личное мнение-средне - специального образования недостаточно , чтобы преподавать в школах. Все чаще в требованиях на вакансию преподавателя фортепиано вижу:" высшее образование"
И дело тут не в том что в училищах плохие педагоги/плохая система ( хотя эти факторы бывают); главный критерий - в училище вы получаете БАЗИС( который достаточный % выпускников не переварит и будет покупать диплом туризма или ещё какой - то другой), и вам самим еще нужно учиться. Я говорю именно про профессиональное обучение и профессиональную педагогику( для всякого рода недочастных школ и студий - даже 7 классов музыкальной школы хватит). Насчёт училища мне многие могут возразить, и я не буду спорить. Мнение лично мое.
3) Аспектов ещё куча: это маленькие зарплаты, из-за чего нет "свежей крови"и идёт отток молодых профессионалов заграницу, но, одна из самых важных проблем на мой взгляд - это нежелание или неумение получать/транслировать и переваривать информацию. Это касается всех, и меня в том числе. Сегодня педагог не должен и не будет транслировать вам информацию, которую можно найти самому. Задача Учителя - помочь ее систематизировать, отбросить лишнее и "объяснять смыслы" . Из - за обилия информации мы здорово обленились. Если бы советский студент попал в наше время - он бы умер от недосыпа/недоедания, потому что рыскал в интернете/библиотеках и т д.
Над этим стоит задуматься.
Немножко о Ремесле
Профессия преподавателя( особенно в сфере Искусства), на мой взгляд - одна из наитруднейших..... Уровень коммуникации должен быть максимальным. Здесь нужно владеть и знаниями в области психологии, и в области истории..... Нужно владеть риторикой, если работаешь с группой учеников. Все знания,конечно, сразу не приходят. Они приходят с опытом, и преподаватель(профессионал, а не "корочка" с тройками) всю жизнь развивается и растет как личность.
РЕЗЮМЕ:
Как я сказал - проблем много. Они все разного характера: это и система, и студенты,и преподаватели. Но время идёт вперёд, многое меняется и искусство в том числе. Я думаю, что мое поколение будущих( настоящих) педагогов/ музыкантов исправит положение в лучшую сторону, если конечно все эти профи будут в России... " Впрочем, это уже совсем другая история".