В перерывах между составлением смет я продолжаю окунаться в ворох информации по реформе ценообразования и все чаще на ум приходит Сократ: «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю».
Законотворцы когда-то дали нам алгоритм проведения конъюнктурного анализа в Методике 421/пр, который тяжелым бременем лег на плечи составителей локальных смет (проектных сметчиков). Плачем, стонем, составляем…😥😵📝
Но на этом авторы реформы не ограничились и требование на конъюнктурный анализ теперь появилась в обязательных документах заказчика 😜
Смотрим где:
п.31 раздел VI Методики по приказу № 841/пр на разработку НМЦК
(в ред.Приказа Минстроя России от 14.06.2022 N 484/пр - ДЕЙСТВУЕТ С 15.10.2022)
31. Составление проекта сметы контракта осуществляется в следующей последовательности:
а) проводится анализ, обобщение и систематизация проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, составленной с использованием сметных цен строительных ресурсов, а также сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости строительства, расценок, цен, методических и других документов в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и применяемых с учетом положений статьи 3 Федерального закона N 191-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4740; 2019, N 26, ст. 3317), рабочей документацией (при наличии);
б) составляется ведомость объемов технологически законченных элементов, включающих определенные в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (при наличии) необходимые для их возведения (устройства) комплексы работ (строительные конструкции, в том числе подземная часть, несущие конструкции, наружные стены, полы, внутренние стены, заполнение оконных и дверных проемов, перекрытия, покрытие, кровля, отделочные работы и тому подобное; системы инженерно-технического обеспечения, в том числе водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, вентиляцию, кондиционирование, электроосвещение, электроснабжение) и работ, связанных между собой и необходимых в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (при наличии) для возведения (устройства) технологически законченного конструктивного решения (элемента), оборудования (далее соответственно - конструктивные решения (элементы), комплексы (видов) работ, оборудования, Ведомость). Ведомость предусматривает детализацию объекта капитального строительства по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ и определение объемов работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ. Отдельной строкой учитывается количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря с отражением страны их происхождения (далее - оборудование), поставляемых в рамках контракта, в случае, если оборудование в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете подлежит принятию к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств. В иных случаях решение о выделении оборудования отдельной строкой принимается заказчиком.
Ведомость составляется заказчиком, за исключением случая, если соответствующая Ведомость составлена при подготовке проектной документации на основании задания на проектирование лицом, осуществляющим подготовку такой документации. Рекомендуемый образец Ведомости приведен в Приложении N 5 к Порядку;
в) на основании Ведомости составляется проект сметы контракта, предусматривающий определение цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования, входящего в состав конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, либо выделенного отдельной строкой, всего и на принятую единицу измерения в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ.
При этом цена конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования, входящего в состав конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, либо выделенного отдельной строкой определяется с учетом стоимостных показателей строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ и (или) работы (услуги), полученных по результатам конъюнктурного анализа рынка, а также по стоимости работы (услуги), определенной по стоимости аналогичных работ (услуг) на завершенном объекте капитального строительства, в случае, если такое решение принято заказчиком.
Вывод:
В проект сметы контракта заказчик должен занести цену конструктивного решения НЕ ИЗ ПРОЕКТНОЙ СМЕТЫ СОБРАННОЙ ПО ЕДИНИЧНЫМ РАСЦЕНКАМ!!
ЦЕНА КАЖДОГО ЗАКОНЧЕННОГО КОНСТРУКТИВНОГО (ЭЛЕМЕНТА) РЕШЕНИЯ В СМЕТЕ КОНТРАКТА ДОЛЖНА БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНЪЮНКТУРНОГО АНАЛИЗА РЫНКА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ТОГО РЕГИОНА, ГДЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТА.
Законодатели обязывают заказчика не смотреть в проектную смету, а идти и мониторить СВОЙ рынок строительных услуг. Не какого-то отдельного ресурса, материала и оборудования (как мы привыкли по Методике 421/пр), а стоимость законченной конструкции (то есть стоимость возведения 1м3 кирпичных стен, м2 устройства перегородок ГКЛ, м2 установки окон и пр.).
Мда…как это будет на практике очень сложно себе представить. Например, что делать директору школы или больницы, как он должен с нуля это все собрать, да и собрать правильно, если у него в штате нет инженера-сметчика или вообще человека, который оперирует данными терминами?
Причем делать это надо уже "сегодня" (с 15.10.2022), размещая контракт в закупку по 44-ФЗ, а проверять придут "что понаделали" только в 2023-2025…