Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Историк-исследователь, работаю в музее, увлекаюсь...  · 31 авг 2022

#конкурс #подборкамоеймечты Киноисторические книги. Vol.3

Завершение трилогии подборок о книжках как-либо связанных с историей кино — воспоминания тех, кто создавал знаковые фильмы советской эпохи. О жизни и о себе. После этих книг вы сможете достойно выдержать пару минут разговора с выпускниками киноведческих факультетов и порой блеснуть эрудицией. 
1. Павел Клушанцев. В стороне от больших дорог. СПб.: Сеанс, 2016 г. 
Апокрифы говорят, что Джордж Лукас назвал его крёстным отцом «Звёздных войн», им восхищались, с ним консультировались ведущие западные специалисты по спецэффектам. Скромный советский оператор и режиссёр в своих воспоминаниях излагает не сколько биографию, сколько свою жизнь в кинематографе, которым он «горел». Здесь меньше будет о впечатлениях и чувствах и гораздо больше о практических вещах, новациях и изобретениях-ухищрениях, с помощи которых достигались художественные цели. Некоторые научно-фантастические и познавательные фильмы о космосе и по сей день смотрятся завораживающе. Ad astra.  
2. Рашит Сафиуллин. Декорации «Сталкера». Рассказ художника из зоны событий. Порядок слов, 2019 г.
Ещё одна схожая по тематике книга на этот раз фокусируется на технологической истории только одного великого философского сай-фая. Художник-декоратор, работавший с Тарковским над фильмом, который был создан буквально вопреки судьбе, подробно рассказывает о каждой локации по сути двух фильмов: и того, что канул в Лету из-за испорченной плёнки, и того, что в итоге вышел на экраны, заворожив зрителя. Рашит Сафиуллин поэтично говорит о той технологической кухне, которой при повествовании обычно уделяется меньше внимания, нежели цензурным перипетиям, конфликтам на съёмочной площадке и личной жизни актёров. Любовно описывая как фактурили стены, создавали кракелюры на объектах и выращивали мох, он раскрывает душу одного из самых загадочных фильмов позднесоветской эпохи.   
3. Ираклий Квирикадзе. Мальчик, идущий за дикой уткой. М.: Издательство АСТ. Редакция Елены Шубиной, 2016 г.
Фильмография самобытного грузинского режиссёра Ираклия Квирикадзе не столь обширна и выделяются в ней два фильма раннего периода «Пловец» и «Кувшин», а также откровенно трэшовая чернуха в популярном в Перестройку и несколько позже жанре «Сталин-эксплуатэйшн» картина «Путешестие товарища Сталина в Африку». Гораздо больше Ираклий Михайлович стал известен как сценарист, писатель и педагог. Для журнала Story он стал такой же находкой, какой стал Марлен Хуциев для журнала «Русский пионер» — потрясающим рассказчиком, романтизирующим происходящее. Грузинские детство и юность, интеллигентский быт и встречи с великими друзьями и наставниками, становятся проникновенной хроникой жизни, с которой стоит ознакомиться уже только для того, чтобы получить эстетическое удовольствие.  
4. Сегодня вечером мы пришли к Шпаликову: Воспоминания, дневники, письма, последний сценарий / Сост. А.Ю. Хржановский. — М.: Рутения, 2018 г.
Монументальный сборник, посвящённый одной из самых известных и, пожалуй, наиболее трагичных фигур 60-х годов, сценаристу и режиссёру Геннадию Шпаликову, сценаристу и соавтору «Я шагаю по Москве» и «Заставы Ильича», без преувеличения поколенческих работ. Собственно, название не вводит в заблуждение: эго-документы, творческие наброски, перемежаются с воспоминаниями о творце друзей и знакомых. Среди отметившихся Ахмадулина, Евтушенко, Марианна Вертинская и многие другие. Житейские неурядицы и ощущение творческой ненужности привели к алкоголизму и смерти в нищете и забвении. Долгой и счастливой жизни не случилось.
5. Майя Туровская. Зубы дракона. Мои 30-е годы. Москва: Издательство АСТ: Corpus, 2015 г.
Майя Туровская — столп советской и российской кинокритики, одна из создателей великого фильма «Обыкновенный фашизм». И снова – не только мемуары, и не только о 30-х и «роковых сороковых», но и очерки о разных сторонах культурной жизни, как и воспоминания о более поздних хронологически эпизодах. Причём, увлекательна (и позновательна) как бытовуха довоенного/военного детства, тревожной юности с увольнением в рамках борьбы с космополитизмом, так и профессиональные разборы сторон кинематографического производства. Привлекает и раздел, где Туровская небанально сравнивает кинематографии Голливуда и СССР, находя неочевидные пересечения. В придачу прекрасный язык и уникальная фактология от человека, который блестяще умеет анализировать.
Две первые в список к прочтению!
@Евгения Ворсина, да, они замечательные! Только Клушанцева вышел тираж, у букинистов только смотреть