Приветствую всех!
Слово «токсичный» означает ядовитый, отравляющий. Применительно к человеческим отношениям оно стало употребляться несколько лет назад, но уже прочно вошло в лексикон психологов, хотя и не является принятым к употреблению во внутренней среде психологов термином.
Прежде чем говорить о маркерах токсичности отношений родителей и детей, хочу выделить те моменты, на которых должны основываться здоровые, позитивные отношения:
1) Искренняя любовь друг к другу. Это базовая составляющая, и по большому счету все остальные являются логичными ее проявлениями.
2) Взаимное уважение.
3) Потребность в заботе друг о друге, взаимопомощь.
4) Готовность к самопожертвованию.
5) Принятие родителем своего ребенка как отдельной личности.
6) Осознание ребенком себя как отдельной личности.
7) Правильно выстроенная эмоциональная связь между родителями и ребенком (в т.ч. готовность не только слушать, но и слышать).
8) Потребность и умение просить прощения в случае, если люди были не правы.
Каждый из этих аспектов я буду характеризовать позже отдельными публикациями.
Помните, что идеальных отношений между людьми в принципе не бывает, и то, что я перечислила выше, это образец, к которому мы можем стремиться, но даже при самых благоприятных вариантах общения всегда могут возникать какие-то периоды недопонимания, обид, конфликтов. В этом нет ничего страшного, если и родители, и дети желают и могут выходить из этого мирно, осознавая важность сохранения позитивных и комфортных для всех отношений.
Теперь перейду к показателям токсичных отношений между родителями и детьми, в которых на ребенка направлено отравляющее влияние.
Для того, чтобы можно было делать вывод о токсичности отношений, совсем необязательно наличие всех без исключения пунктов. В конкретной ситуации таких параметров может быть гораздо меньше, но они настолько сильно проявляются, что ядовитое влияние на человека очевидно.
Итак, для токсичных отношениях характерно следующее:
1) Вместо любви – чувство собственничества или привычки.
2) Неуважение родителя к своему ребенку.
3) Безразличие к тому, что происходит в жизни ребенка.
4) При столкновении с какими-либо сложностями, когда нужно делать выбор между своими интересами и интересами ребенка, родитель думает в первую очередь о своих.
5) Непринятие сына/дочери как отдельных личностей («Ты просто мое творение, мое продолжение, моя часть»).
6) Желание растворить самооценку своего ребенка, его желания, мнения, цели в своих собственных представлениях о нем, планах на его жизнь.
7) Обесценивание любых достижений своего ребенка (Классические фразы - «Молодец, весь в меня»! «Вот видишь, как я тебя хорошо воспитала»!)
8) Деструктивная (разрушающая) эмоциональная связь между родителями и ребенком, эмоциональная холодность, нежелание знать и понимать, что на самом деле чувствует ребенок, о чем болит, чего хочет его душа.
9) Использование манипуляций для достижения результата, продиктованного родительским эгоизмом.
10) Отрицание собственной неправоты, нежелание просить прощения у своего ребенка за свои слова или поступки.
11) Зависть родителей к своему ребенку.
Употребляя слово «ребенок», я имею в виду сына или дочь любых возрастов, т.е. в том числе и взрослых людей, ведь очень часто реально задумываться о проблемах во взаимоотношениях с родителями и предпринимать меры к их решению люди начинают в зрелом возрасте, промучавшись в этом состоянии не один десяток лет.
Происходит это, по всей видимости, из-за того, что в нашем обществе по-прежнему прочно держит свои позиция фраза: «Родители – это святое», и люди терпят родительский прессинг до последнего, пока не начнут громко заявлять о себе те или иные психосоматические расстройства.
Согласна, само понятие «родители» действительно святое, но те матери и отцы, которые своим негативным отношением буквально уничтожают психику и здоровье своих детей, отнюдь не могут претендовать на святость.
Благодарю за прочтение публикации.
Буду рада вашим комментариям, дополнениям по поводу критериев токсичности отношений между родителями и детьми.
Что бы вы добавили? С чем не согласны?