Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Сфера - социология управления, связи с общественно...  · 22 сент 2021

Как пережить травлю в школе?

Дисклеймер: к сожалению, я не имею профильного высшего образования по данной теме, не являюсь практикующим педагогом или психологом. Я имею высшее образование в сфере социологии и связей с общественностью, а также имею личный опыт и «перекрестные» знания из сферы социологии. Все, изложенное ниже, является моей субъективной точкой зрения и может быть ошибочным.
Как наши дети переносят травлю сверстников в детском саду, в начальной и средней школе? Как часто сталкиваются они с данным явлением, и насколько мы можем быть уверены, что мы действительно осведомлены обо всем, что происходит с нашими детьми за пределами родного дома?
Тема очень острая, и одна из ее проблем – сложность ее мониторинга. Как и в случае с другими видами насилия, единицы жертв могут открыто об этом говорить, тем более в медийном пространстве, даже спустя годы и десятки лет после пережитого.
И последствия травли для ребенка напрямую зависят от многих факторов - типа его психики и врожденных/приобретенных психологических особенностей. Того, была ли поддержка в тяжелый период, была ли возможность сублимировать (выплеснуть) копящийся негатив и стресс.
Ниже я хотел бы привести один пример из жизни, а затем попытаться дать советы, которые на мой взгляд, могли бы помочь.
Мой хороший знакомый, пережив затяжную, многолетнюю травлю в школе (с 3 по 10 классы), параллельно имея проблемы в семье (родители устраивали невменяемые скандалы, впоследствии развелись), не знал, куда ему деться. Неокрепшая детская психика оказалась буквально между двух огней – в школе нет покоя, и дома натуральный ужас, полное отсутствие зоны безопасности. Примерно в 5 классе он случайно попал в секцию единоборств, да так там и остался, с упоением ее посещая (и к слову, достиг там впечатляющих результатов, тренер даже пытался продвинуть его в олимпийскую сборную, но родители отказались). Может показаться, что это было опасное увлечение в его случае, но нет. Ему очень повезло с педагогом, который вплотную занимался как его физической подготовкой (что способствовало борьбе со стрессом), так и психоэмоциональной поддержкой (подготовка к соревнованиям, умение постоять за себя, уверенность в себе). Возможно, благодаря этому он справился.
Однако, психика устроена гораздо сложнее и имеет свойство аккумулировать и возвращать накопленный опыт, «выплескивая» его в виде гипертрофированных реакций даже спустя годы. После школы, в которой он был забитым тихоней, знакомый поступил в университет, где совершенно неожиданно для себя и окружающих раскрылся с противоположной стороны – попав в новый коллектив и почувствовав возможность начать с чистого листа, он стал максимально активным, задиристым и общительным, постоянно находился в центре внимания, имел успех у противоположного пола и даже несколько лет был фронтменом музыкальной металл-группы, отращивал волосы и вообще всячески позиционировал себя нонконформистом и протестантом.
После универа постригся и благополучно пошел работать в очень хорошую организацию, поскольку был умным и хорошо учился, и сейчас у него все хорошо.
Мне запомнился один удивительный момент в общении с ним. Уже спустя годы, работая на хорошей должности, как-то в разговоре по душам, он упомянул, что случайно встретился на улице с одноклассниками, которые травили его. И каково же было его удивление, когда он понял, что они ничего не помнят. Банально не помнят, как травили его. А если какие-то отдельные эпизоды и помнили, то относились к ним как к безобидной, невинной шутке. Это поразило моего товарища до глубины души. Как же так?
Травля, детская и подростковая – это серьезная, бескомпромиссная, максимально несправедливая и циничная проблема, ответственность за которую лежит на людях, которые играют роль «путеводителя» в социализации ребенка. На этапе первичной социализации (младенчество и детство) – это семья, и за становление личности ребенка ответственны родители. На этапе вторичной социализации (детский сад, школа) помимо родителей становятся ответственны педагоги.
Что я хотел бы посоветовать тем, кто сталкивается с подобным?
1. В тяжелый период необходимо действовать всем. В первую очередь это прямая ответственность родителей, которые обязаны защитить своего ребенка, но также и ответственность педагогического состава учреждения, в котором ребенок учится. Но так ли просто привлечь их к этой ответственности, заставить относиться к своей работе не халтурно и пренебрежительно?
В первую очередь, необходимо понять, что «батины советы» в духе «а ты тоже дай ему в морду, это жизнь, учись постоять за себя» не принесут ничего кроме критического вреда. Пожалуйста, оставьте подобные истории за порогом своей семьи. Ваш ребенок научится постоять за себя в любом случае, но если он уже не справляется – ему нужна ваша помощь. И вам необходимо перестать бояться системы («да что мы там сможем, да там богатенькие в педсовете» и т.д.) и начать активно пользоваться административными рычагами и ресурсами для защиты прав своего ребенка.
К сожалению, или к счастью, лично я не имею подобного опыта (возможно, это еще впереди), но примеров достаточно, и они легко гуглятся, например, по фразе «как я защитила ребенка от травли». Суть в том, что зачастую беседы родителей с учителями не дают никакого эффекта, а порой, могут обернуться и против самих родителей.
Не стесняйтесь действовать жестко и серьезными шагами. Напишите бланк заявления в следственный комитет и прокуратуру на предмет халатности и покажите его педагогам. Очень мощным инструментом будет резонанс в соцсетях (и следом в СМИ), но учтите, что он может обернуться как против администрации школы, так и против вас, и такие случаи были. А эффективные методы защиты взрослых от буллинга, к сожалению, мало кому известны.
2. Ребенку необходима поддержка и «зона безопасности» здесь и сейчас. У него должны быть увлечения и круги общения по интересам, где он будет чувствовать себя комфортно, эмоционально отдыхать. Это может быть любое хобби, спортивный кружок, семейный досуг, активный отдых по выходным и на каникулах. Главное, чтобы это был его осознанный выбор и увлечение, а не галочка на гештальте родителей.
3. И в будущем - необходима высокая осознанность и желание работать над собой. Возможно, потребуется помощь психолога или психиатра, в зависимости от пережитого. Помните, что травмы дают очень длинный след на оставшуюся жизнь, могут неожиданным образом сказываться на работе, на поведении в коллективе. На отношении ребенка к своей карьере и мотивации. И, конечно же, на его будущих отношениях и собственной семье.
Психология+2