Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Психолог, педагог. Специалист по транзактному...  · 25 дек 2021

Как общаются разводящиеся супруги?

В юридическом смысле, развод следует понимать, как финал семейной драмы, юридическое оформление распавшихся супружеских отношений. В психологическом смысле, развод супругов, следует понимать, как процесс распада любовно-брачных отношений.
Многие психологи, психотерапевты, социологи, педагоги, делят этот процесс завершения брачно-любовных отношений на этапы. Не детализируя существующие классификации этапов развода, в целом можно выделить следующие: предразводный этап; этап развода; послеразводный этап.
Изучая литературу по этому вопросу, можно обнаружить, как мало исследователи уделяют внимания процессу коммуникации между разводящимися супругами. Чаще всего, в объективе изучения исследователей, находятся субъективные чувства и вызванное ими поведение супругов, а не процесс коммуникации друг с другом в этот период. Так же, в избытке можно найти информацию об «эмоциональном разводе», который происходит на начальном этапе распада брака. В таком же избытке, информация о психологии детей, чьи родители разводятся или уже разведены. Ну и само собой, юридическая информация, посвященная брачному разводу.
Отчасти, тему коммуникации разводящихся супругов, в своих ранних работах, берет во внимание Элизабет Кюблер-Росс, выделяя отдельный этап в процессе развода - «стадия переговоров». Кюблер-Росс, пишет о том, что этот этап является самым сложным из всех. Он характеризуется тем, что супруг/а начинают предпринимать попытки восстановить брак, и использовать множество манипуляций по отношению друг к другу. Так, например, один из супругов не желающих развода, в стиле своей коммуникации, может имитировать стадию начала отношений – быть крайне ласковым и заботливым, внезапно проявлять интерес к чувствам и мыслям супруга/и, предлагать провести романтические вечера и др.
В некоторых случаях, сопротивляющийся разводу супруг/а, может занимать роль «жертвы» демонстративно показывая это. Например, кто-то из супругов, может постоянно говорить о негативных последствия развода, которые повлияют на их детей. Бывают случаи, когда супруг/а из позиции «жертвы», берет на себя всю ответственность за происходящие процессы с семьей, - «это я виноват/а», «я во-время не обратил/а на это внимание», «прости меня, я стану лучше» и т.д. Кто-то может манипулировать возможностью суицида, - «мне нет смысла жить, если ты уйдешь», «я покончу с собой, если ты от меня уйдешь» и т.д.
Встречаются ситуации, когда, чувствуя свою беспомощность, один из супругов, может подключать в коммуникацию близких родственников или друзей. Как правило, этот процесс преследует две цели: 1) обращение за помощью к близкому родственнику/кам или другу/зьям, с целью донести до второго супруга опасность и бессмысленность развода; 2) обращение за помощью, с целью ускорить принятие решения о разводе у одного из супругов.
Можно смело предположить, что если общение супругов на начальном этапе развода, занимает одну из вышеописанных позиций, то маловероятно, что им удастся успешно завершить стадию переговоров и перейти товарищами на следующий этап разделения. В таких случаях, процесс развода начинает напоминать маленькую войну, где есть победители и проигравшие.
Еще меньше изучены случаи, когда решение о разводе, супруги принимают сообща, понимая свои мотивы и с уважением относятся к ним. При таких процессах развода, супруги перестают быть брачными партнерами, а занимают товарищеское положение друг к другу. Интимность коммуникации не становиться меньше, а лишь смещает свой фокус внимания на предмет разговора.
Из личного практического опыта могу добавить, что товарищеское взаимодействие супругов друг с другом в процессе развода, менее всего способны травматически повлиять на детей, если таковые имеются, и больше способствовать моральному сохранению всех членов семьи, после итогового фактического развода.
Руслан СтрамиловПерейти на t.me/SilverIonPro
Развод+4