Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Будущий историк искусства, 4 курс НИУ ВШЭ...  · 16 нояб 2021

История гравюры: что почитать и как изучать?

Как человек, исследующий гравюру XV-XVI веков (преимущественно Италия и Нидерланды) уже третий год, могу утверждать, что данная тема очень интересна и представляется бескрайней для изучения. Гравюра - неисчерпаемый источник искусствоведческих проблем, вопросов к сюжетам, интересны взаимоотношения издателей и граверов. В этой теме важна систематизация, а ее в научных изданиях найти порой сложно. В основном, про гравюру встречаются отдельные разрозненные статьи. На русском языке по этой теме релевантные научные издания отсутствуют. Но предлагаю несколько ключевых содержательных работ, с которых стоит начать свое знакомство с гравюрой этого периода.
  1. Landau D., Parshall P. W. The Renaissance Print, 1470-1550.
Блестящая работа, дающая представление о начальном этапе развития граверного дела в Италии и Нидерландах. Очень много качественных иллюстраций (некоторых даже нет в интернете). Есть тематические разделы, поэтому можно сразу почитать о периоде, который больше всего интересует. Примечательно, что Дэвид Ландау является основателем журнала «Print Quarterly». Там также можно найти множество полезных для исследования статей о гравюре (попутно рекомендую журнал "Art in print"). Книга есть в ИГПБ.
  1. Printing Colour 1400-1700: History, Techniques, Functions and Receptions.
Обширная работа, куда вошли в том числе и исследования кураторов Лос-Анджелесского окружного художественного музея (например, Наоко Такахатаке) и куратора отдела гравюр старых мастеров Питера Паршала. Сборник охватывает период с 1400 до 1700 годы, авторы рассказывают о технике, функциях гравюры и мастерах, работавших именно с цветной печатью (например, ксилография). На книгу можно найти восторженные рецензии в искусствоведческом сообществе, которые действительно правдивы. Фрагменты книги доступны в интернете.
  1. Ekserdjian D. Parmigianino.
Пармиджанино был первопроходцем в работе с офортом в Италии. Как исследователь офорта не могу не посоветовать работы английского искусствоведа Дэвида Эскердьяна. Он является ведущим исследователем творчества мастера. В этой книге автор прослеживает творческий путь Пармиджанино, останавливается на анализе офортов, книга снабжена прекрасными иллюстрациями.
  1. The Renaissance of Etching: catalog of an exhibition. Metropolitan Museum of Art.
Лучшая на данный момент и наиболее фундаментальная работа по исследованию гравюры. В ней рассмотрены произведения граверов Германии, Нидерландов, Италии и Франции, прослеживается, как мастерам удалось превратить гравюру в налаженное полиграфическое производство. В каталоге есть главы о школе Фонтенбло, гравюре в различных регионах. Это достаточно новый каталог к выставке 2019-2020 года в музее Метрополитен. Кэтрин Луиза Дженкинс является автором нескольких глав, в том числе об офортах Пармиджанино. К этой книге я постоянно обращаюсь уже 2 года подряд. Книга есть в РГБИ, некоторые главы доступны онлайн.
  1. Mannerist prints: international style in the sixteenth century: catalog of an exhibition. Los Angeles County Museum of Art.
Напоследок, еще один каталог, представляющий обзорную картину работ граверов-мастеров XVI века. Здесь можно подчерпнуть важные имена для Вашего исследования, посмотреть на разницу в техниках работы разных граверных школ и просто найти иллюстративный материал для работы. Работа доступна онлайн.
  1. Не стоит забывать о таких важных источниках, как Grove Art Online и WGA, где можно всегда подчерпнуть базовую информацию о художниках и найти их работы.
Надеюсь, эти книги будут полезны всем, кто интересуется искусством гравюры и жаждет его изучить (объять необъятное :), также как и я!