Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Адвокат. Автоюрист. Арбитраж. Банкротство...  · 3 дек 2022  · honor7777.wixsite.com/pravo

Искусство спорить.

Диалектика - «искусство спорить, вести рассуждение» — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.
Искусство спорить неразрывно связано с таким инструментом как Риторика. Риторика– это наука о слове, как об инструменте управления, становления личности, устройства общества. Данный предмет учит об уместности того или иного слова, о целесообразности слов в определенном контексте и ситуации. Данная наука формирует у человека чувство вкуса, учит его говорить правильно и красиво, воспитывает чувство такта и слова.
Цель риторики – научить человека говорить кратко, но максимально эффективно, рационально использовать способность говорить, при этом донося до слушателя посыл и суть.
Необходимость преподавания азов «Диалектики» и «Риторики» с начальной школы необходима с целью умения вести спор и не превращать его в конфликт. Подобная наука, с пособна развитию мышления, умению строить логические связи и аргументировано выражать свои доводы, способствует снижению конфликтности в обществе, учит спорить, а не ссориться. С детства нас учили банальной истине: сколько людей, столько и мнений. Однако почему-то мы напрочь забываем об этом, как только дело доходит до споров. Стоит кому-то высказать свое мнение, и в нас сразу просыпается эксперт мирового класса, готовый доказать, что он (этот «кто-то») абсолютно не прав. Подобный процесс залжен в нас и не умея управлять им, мы следуем своим природным способностям.
Одним из ярчайших наставников искусства спорить был Аристотель – известный всем, древнегреческий философ, годы жизни: 384-322 г. до н. э. Преподавал красноречие в академии Платона, был его учеником, но впоследствии отвергал правильность учения Платона. Идеи Аристотеля смогли оказать сильное влияние на развитие духовной теологии и философии всего мира. В 355 г. до н. э. философ написал учебную книгу «Риторика», в которой доступным языком изложил теорию предмета и его суть. Аристотель, риторика которого противоречила самому Платону, смог систематизировать многие области знаний: логику, философию, метафизику и практическую мораль.
Изучение риторики с точки зрения Аристотеля была отличной от всего того, что существовало до него. Философ вынес общие законы риторики и создал теорию «прекрасного» в риторическом учении. Он научно систематизировал четкие требования к ораторам во время произношения речи и к произведениям поэзии и прозы.
По мнению ряда ученых, отсутствие в России культуры дискуссии связано с тем, что в отличие от Запада, мы не используем Аристотелевскую модель мышления как базис. Западная программа обучения и мышления в целом полностью основана на трудах Аристотеля. Изучение и использование его трудов началось уже в VI веке нашей эры, а наибольшее свое влияние на развитие западной цивилизации стало оказывать в XIII веке. Именно тогда начинают возникать университеты, в которых многие обязательные предметы выстраивались по Аристотелевской модели.
Аристотель придумал логику – науку о правильном мышлении и способах рассуждения (довольно редкие навыки в наше время). Аристотель увидел систему там, где множество россиян видят лишь повод для драки. Внешне простые силлогизмы, придуманные (а точнее, открытые) Аристотелем, стоит их только применить, ведут не к подавлению оппонента, а к тому замечательному итогу, когда в споре рождается истина. Спор по методу Аристотеля должен привести к обоюдному согласию с обеих сторон, а не к стремительному бегству оппонента, поставленного в тупик вашим упорством. Вы удивитесь, но диалектика в Древней Греции была областью знания, а не местом для выяснения отношений.
Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласие, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.
Искусство ведения спора называется эристикой. Эристику подразделяют на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово «диалектика» для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, в котором путем обсуждения проблемы и противоборства мнений достигается истина. Софистика же, ставившая целью спора победу в нем, а не истину, существенно скомпрометировала саму идею искусства спора.
Эристика не является отдельной наукой или разделом какой-то науки. Она представляет собой разновидность «практического искусства», подобного обучению ходьбе или музыке. Рассмотрим основные рекомендации эристики относительно поведения в споре.
Спор — сложное явление. Он не сводится к столкновению двух несовместимых утверждений. Протекая всегда в определенном контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость и т. д. Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно достичь формальной победы в споре, настоять на правоте или целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чем-то ином, но не менее важном. Вы не сумели изменить позицию оппонента в споре, не добились его понимания, обидели его, оттолкнули от взаимодействия и взаимопомощи в решении проблемы, вызвавшей спор, — эти побочные следствия спора могут существенно ослабить или вообще свести на нет эффект победы в нем.
Главное в споре — это внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого вопроса. Человек, убедившийся в неверности каких-то своих представлений, должен сказать об этом с полной откровенностью и определенностью, что сделает спор более плодотворным.
Нужно быть терпимым к критике и не бояться того, что кто-то укажет нам на ошибки. В споре, когда критические замечания высказываются в лицо, это особенно важно.
Правила успешного ведения спора:
1. Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать;
2. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет;
3. Еще одно условие плодотворности спора: его тема не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора;
4. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т. д.;
5. Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон, некоторый единый для них базис;
6. Успешное ведение спора требует определенного знания логики;
7. Спор требует известного знания тех вещей, о которых идет речь;
8. В споре нужно проявлять гибкость;
9. Не следует допускать крупных промахов в стратегии и тактике спора;
10. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки.
Защита прав граждан и организаций. Адвокат. Банкротство. Медиация. Арбитраж.Перейти на honor7777.wixsite.com/pravo
История+4