Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Литературоведение (русская классическая литература...  · 29 дек 2022

Балабанов и его последнее "хочу" - фильм "Я тоже хочу" (2012г. - премьера на 69 Венецианском кинофестивале)

«Мы пришли в этот храм не венчаться, 
Мы пришли этот храм не взрывать, 
Мы пришли в этот храм попрощаться, 
Мы пришли в этот храм зарыдать". ………………………………………..» 
Ю.Кузнецов «Вина» 
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). 
«Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс.6:9). 
"Я тоже хочу" - художественно-кинематографическая попытка А. Балабанова в последнем своём фильме современным языком говорить о религиозных нормах и истинах. 
Всё предельно точно и ясно: герои фильма – «несчастные, измученные люди с полуразрушенными душами стремятся к полуразрушенному Храму. Каждый очень хочет счастья» (Сергей Кужумин, кинокритик Яндекс.Отзывы). 
Счастье для них – это избавление от мучений этого мира, которые каждый из них испытывает с обречённостью всех живущих на земле. 
Счастье это нельзя купить, нельзя захватить силой, нельзя поменять на что-нибудь… В это Счастье можно попасть, а точнее – туда забирают…, но не всех.! 
По каким критериям проходит отбор – никто не знает, поэтому шанс есть у каждого!
Место и момент Истины происходят в полуразрушенной колокольне православного храма, в которой, вероятно, со времён, когда храм был ещё действующим, горят свечи, поставленные, за упокой… возможно, в том числе и за упокой нынешних соотечественников, которые по каким-то причинам не будут (не годятся!) взяты в Счастье…
Эти несчастные, отвергнутые люди, вынужденные отходить от чудесной колокольни назад в мир, уже не могут даже этого сделать и падают замертво на землю. Их тела лежат прямо на мёрзлой земле по всей прилегающей к колокольне территории. 
Герои фильма: бандит, музыкант, прости.утка, алкоголик и его отец. Около сАмой этой колокольни Счастья появляется ещё кинорежиссёр, которого сыграл сам А.Балабанов - сыграл самого себя. Меньше, чем через год А.Балабанов скончался, а на 40-й день его смерти колокольня, которая не взяла его героя в счастье, - разрушилась!
Итак, колокольня его не взяла, и он так же, как и другие отвергнутые, через несколько минут падает на ледяную землю. 
Судя по тому, кого из героев забрали в Счастье, становится понятным, что режиссёр А.Балабанов сам себя не считал достойным… Вероятно, у него не было той веры, которая была у музыканта, не было той жертвы, которая была у современной Сонечки Мармеладовой (прости.утки), не было той любви и почитания к отцу, которые были у алкоголика. 
Удивительно, как работа художника говорит сама за него!… Видно, что фильм снял режиссёр, далёкий от православной культуры… И это понятно!… Православная традиция была на долгие годы прервана в нашей стране. Откуда нам, детям атеистов и коммунистов, понимать учение Христа? 
В стихотворении "Вина» поэт 20-нач. 21-го века  Ю.Кузнецов говорит о своих современниках, которые приходят в храмы уже не взрывать их, как атеисты- отцы, а приходят рыдать… - рыдать над всем тем, что произошло с нами за последние 100 лет и продолжает происходить! Художники приходят храмы рисовать, а кинорежиссёры любят снимать их в своих фильмах, когда, например, как в случае с фильмом А.Балабанова, надо выразить некую неопределённую, но запредельно высокую и сладостную идею райского счастья! 
«Душа человека по природе свей христианка», - писал раннехристианский философ Тертуллиан. 
«Душа неосознанно ищет веры, ищет своего Творца как Источник жизни, - подтверждает слова Тертуллиана уже наша современница аспирантка кафедры истории Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина Марина Государева, - ведь она (душа) так же, как и тело, хочет жить, хотя большинство людей не задумываются о том, что душе для этого тоже нужна пища. Для моих современников, приходящих к вере в сознательном возрасте, это подтверждается личным опытом». 
Как потерянные заблудшие души, мы ищем ответы на мучимые нас вопросы в религиозных книгах и церковных обрядах… Но это - не снимает завесу тайны и не открывает самого Главного!.. 
Особо чуткие люди, среди которых есть и поэты, и режиссёры, и художники иногда вдруг прозревают о  Главном, и тогда в них начинает говорить голос искренний и трепетный к жизни: 
"Полюбите живого Христа, 
Что ходил по росе 
И сидел у ночного костра, 
Освещённый, как все. 
Где та древняя свежесть зари, 
Аромат и тепло? 
Царство Божье гудит изнутри, 
Как пустое дупло. 
Ваша вера суха и темна, 
И хромает она. 
Костыли, а не крылья у вас, 
Вы разрыв, а не связь. 
Так откройтесь дыханью куста, 
Содроганью зарниц 
И услышите голос Христа, 
А не шорох страниц". 
Это стихотворение Ю.Кузнецова "Бабьи слёзы" было написано 2001 году. 
Последний фильм Алексея Балабанова - снят через 10 с лишним лет! Но по прежнему в нашей культуре - " разрыв, а не связь"!  По прежнему со стороны художников слышится: "Ваша вера суха и темна И хромает она. Костыли, а не крылья у вас…" 
Но - "Царство Божье гудит изнутри"! -  В фильме "Я тоже хочу" -  Оно гудит желаньем Счастья! 
И подспудно - на более глубоком смысловом уровне - в этом последнем послании нашего современника и режиссёра А.Балабанова читается неистребимая жажда человеком Истины! 
По живому следу
t.me/zhivoysled