Построение гипотез о причинах вопросов клиента, по сути, можно назвать переводом запроса с языка клиента на язык психологии.
Чем больше гипотез психолог сможет продумать, тем проще выстроить стратегию работы и тем увереннее он будет себя чувствовать.
Чтобы выстроить гипотезу, можно представить ее в виде переменных. Так, сам запрос клиента (затруднение, с которым он обратился) может приниматься за зависимую переменную, а факторы и события, от которых она зависит (возможно, не осознанные клиентом), становятся независимой переменной. При формировании гипотезы учитывается вся информация о клиенте и его социальной ситуации, которую удалось получить.
Поскольку гипотезы - это предположительные суждения, их необходимо проверять. Например, это можно сделать двумя способами:
Задавать направляющие вопросы клиенту, чтобы подтвердить или опровергнуть возникшее мнение.
Изложить гипотезу клиенту и спросить, что он думает. Скорее всего, клиент не сразу примет гипотезу, и обычно начинается обсуждение, в ходе которого ее можно скорректировать.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу можно, разобрав несколько конкретных и типичных для клиента историй, которые связаны с запросом и отражают обстоятельства и отношение клиента к ним.