В стекла окон гроза бьет дождем,
Воды потоки хлещут из ведра!
В печке красные угольки с огнем,
Вспыхивают искры и угасают с утра.
%%%%%%%%©%%%%
Укутавшись люблю в теплое одеяло,
Созерцать шалости погоды и огня!
Тепло в душе и теле, уморив вяло,
В светлое завтра уносят меня.
(…Из цикла «Вера и надежда» Джабраил Исрафилов)
По красоте звучания слово «философия» вполне отвечает содержанию и сути.
Слово греческого происхождения, переводится на русский язык как любовь к мудрости.
Не все мы с пониманием относимся к науке философия, скептически считая, что тут гонят никому не нужную «пургу», от которой только мозги могут «пухнуть».
«Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец – самый опасный из ручных животных».
Эти афоризмы принадлежат языку острого на ум известного древногреческого философа Диогена, который так же был искусен в выражениях философских мыслей, как и Омар Хаям в поэзии.
Все в жизни познается в сравнении.
А теперь, сравните с одним из изречений нашего ученого философа–экс-главы республики-Рамазана Абдулатипова, считающего себя философом по жизни:
«Стрелять из травматического пистолета на свадьбе —это позор. Это все равно что на свадьбу вместо быка зарезать козу».
Правда, странные мысли? Как вам?
Отвлечемся немного, и расскажем немного о замечательном образе Диогена в истории.
История, несомненно, помогает сложению мировоззрения современного человека!
Многие слышали рассказы и притчи о древнегреческом философе Диогене, который жил в бочке, чтобы осмыслить и понять смысл существования нас самих и нашей с вами жизни.
Вообще-то, у науки «Философия» главный вопрос изучения состоит в раскрытии содержания кто «Я» в этом мире, как идет развитие всеобщих законов во Вселенной, какие сложились отношения самого человека, общества и мира в развитии, познание этих процессов и нашего бытия.
Предмет с трудом поддавался пониманию и изучению в высшей школе из-за сложности в запоминании и объяснении преподавателю сути вопроса при сдаче экзамена, как и другой тяжёлый предмет в учебе студента сопромат, про который была сочинена даже шуточная песенка:
«Когда бог создал институты,
Алам первым студентом был,
Ничего он не делал,
Ухаживал за Евой,
И за это бог его стипендии лишил!
У Адама драма,
Двойка у Адама,
Адама вызвали в деканат,
Адам идёт не жмурится,
В зубах сигарета курится,
Под мышкой тянет сопромат!».
В Древней же Греции философствовать на площади перед народом, высказывая поучительные мысли о сущности жизни, считалось учёным занятием, достойным мудрецов, хотя они вели себя в жизни очень странно.
Философов не все любили, но уважали за их ученые познания, сравнивали и пересказывали содержание их речей.
Когда умер Диоген «из бочки» (какое совпадение и сама ирония судьбы!), в один день с великим Александром Македонским, на его могиле греки воздвигнули мраморный памятник в виде собаки с эпитафией:
«Диоген: Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь, Ты указал нам путь, легче которого нет».
Сложили любопытный сказ про собаку на памятнике.
Было это или нет, но рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, захотел познакомиться с Диогеном.
В то время правители считали знаком своего величия и популярности в народе знакомство с мудрецами и другими учёными людьми.
Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ не думал и не собирался идти на поклон и навестить прославленного царя царей, преспокойно проводя время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его и нашёл Диогена, отдыхающим, греясь на солнце
Александр подошёл к нему и сказал:
«Я — великий царь Александр».
- «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген».
- «И за что тебя зовут собакой?».
- «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
- «А меня ты боишься?» — спросил Александр.
- «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?».
- «Добро», — ответил тот.
- «А кто же боится добра?».
В конце разговора Александр предложил Диогену:
«Проси у меня чего хочешь».
- «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — ответил Диоген и продолжил греться.
На обратном пути на шутки своих сопровождающих, которые потешались над странностями философа, Александр заметил:
«Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
Рассказывают, что Диоген жил в бочке.
Да, но бочка не была такой обыкновенной деревянной бочкой в нашем понимании.
В то время не было ничего зазорного, чтобы считать предосудительным жизнь в жилище из большого глиняного горшка в рост человеческий. Дети
Однажды разбили такое жилище Диогена, но любившие его поклонники соорудили ему новый горшок для жилья.
А насчёт деревянной бочки, где он жил, пока не завелись клопы, придумали, наверное, чтобы сочинить рассказ про его поиски смысла жжизни
Сказывают, что Диоген отделился от людей в тихое место и, живя в бочке, проводил все время осмысливая в чем состоит весь смысл человеческой жизни.
Про еду и сон, конечно, не забывал, и к нему каждый день ходил мальчик из соседней деревни с едой.
Все шло хорошо, пока в бочке не появились клопы, которые стали мешать его занятию и не давали ему возможность спокойно спать, кусая напропалую.
И вот Диоген попросил мальчика принести ему керосин, и время на познание смысла жизни превратилось у него в занятие по уничтожению клопов.
Таким образом Диоген сам понял бессмысленность его поисков и изрёк, что в нашей жизни иногда в маленькой бытовой проблеме может состоят весь смысл жизни!
Было и такое, когда Диогена спросили, почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают, он ответил, что эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
В другой раз Диогена спросили, почему он не любит людей ни плохих, ни хороших.
Философ ответил, что плохих он не любит за то, что творят зло, а хороших — за то, что позволяют им это делать.
Диоген не упускал случая к рукоприкладству у всех на виду, а когда афиняне сделали ему замечание по этому поводу, мол, всё понятно, что демократия и можно делать что хочешь, но не перегибает ли он палку, мудрец ответил:
«Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Старался Диоген жить по-проще, довольствуясь малым и простым в применении.
По-настоящему свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей, считал Диоген.
А удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Рассказывают, что однажды, уже будучи стариком, увидев, как мальчик пил воду из горсти, Диоген в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив:
«Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Правда или нет, но он сказывают выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Странное поведение Диогена нельзя не признать практичным и содержащим смысла.
К примеру, он просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам», когда просил у кого-нибудь взаймы денег, говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
Был случай и такой, когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
У него спросили, почему он так поступает, он ответил:
«Все заняты делом, я тоже».
Над необычной шуткой с фонарем, с которым Диоген бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу человека», смеялись до икоты ещё в античности, но иной раз он в поступках превосходил самого себя.
Как-то раз, кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил:
«Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо и заявил: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Платон дал однажды странное определение, имевшее большой успех:
«Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев».
Диоген, услышав про такое определение Платона, ощипал петуха и принёс к нему в школу и объявил:
«Вот платоновский человек!».
Платон к своему определению добавил «…и с плоскими ногтями».
Конечно, между философами все время шел и спор в умении мудро выражать мысли, и они старались язвительно и поступками, и высказываниями досадить друг другу.
Однажды Диоген пришёл на лекцию к известному своими нравоучениями лектору того времени, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой.
Сперва обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом весь зал.
Лектор возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» - кричит.
«Но что стоит лекция, — спокойно ответил Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
Кто-то читал однажды длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка,
Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
История и летопись приводит много афоризмов Диогена.
Однажды афинянину, который смеялся над ним, когда тот хвалил македемонян и порицал афинян, спрашивая почему он не отправляется в Спарту, Диоген ответил:
«Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых».
Увидев судачивших женщин, Диоген воскликнул:
«Одна гадюка у другой берет яд взаймы».
У Диогена было свое мнение о поведении по отношению к богатым людям, и он говорил, что обращаться с вельможами надо, как с огнём; не стоят ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Очень много его поучающих изречений:
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Поучать старца – что лечить мертвеца.
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись».
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология – самым безумным, суеверие и деспотизм – самым несчастным.
Однажды некий софист затеял спор с Диогеном и, решив проучить его, спросил: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. - «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген.- «Следовательно, ты – не человек». – «А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня».
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист.
Но Диоген похвалил его: «Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать», - оценив таким образом способности музыканта.
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию, но никто его не слушал. Тогда Диоген защебетал по-птичьи, и вокруг собрались зеваки. «Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».