Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Звонарь, IT-специалист, видеомонтажёр, фотограф, п...  · 26 июн 2023

Эволюция колоколов древнего Китая (часть 1)

Несмотря на часто повторяющееся банальное мнение о том, что музыка - это универсальный язык, не нуждающийся в переводе, музыкальные практики и музыкальный дискурс, по сути, сильно зависят от культуры. Показательный пример - Древний Китай. Хотя настоящих музыкальных композиций периодов Шан и Чжоу не сохранилось, археологические открытия убедительно демонстрируют огромную важность музыки для элит Шан и Чжоу, которые вложили весьма значительные силы в развитие музыкальной культуры.
Несмотря на часто повторяющееся банальное мнение о том, что музыка - это универсальный язык, не нуждающийся в переводе, музыкальные практики и музыкальный дискурс, по сути, сильно зависят от культуры. Показательный пример - Древний Китай. Хотя настоящих музыкальных композиций периодов Шан и Чжоу не сохранилось, археологические открытия убедительно демонстрируют огромную важность музыки для элит Шан и Чжоу, которые вложили весьма значительные силы в развитие музыкальной культуры.
Колокола лин (ling) и нао (nao)
Первые колокола были отлиты на севере Китая в период перехода от неолита к эпохе бронзы. Крошечный колокольчик лин (ling) из чистой меди из гробницы 3296 в Таоси, Сянфэнь (Шаньси) (Taosi, Xiangfen (Shansi)), датируемый ок. 2000 г. до н.э. - остается старейшим металлическим колоколом в мире и самым ранним полым литым металлическим предметом в Китае. В Таоси также были найдены керамические предметы подобной формы, которые, возможно, являлись прототипами медного колокола. В течение последующего периода Эрлитоу (Erlitou, I9-17 вв. до н.э.) такие колокольчики были отлиты из оловянной бронзы. Раскопки постоянно увеличивали количество образцов колоколов из типичного поселения Эрлитоу около Лояна (Хэнань) ( Luoyang (Henan)), где они, вероятно, и были произведены. В гробнице 3 в Эрлитоу один такой колокол (найден вместе с извилистым драконом, инкрустированным бирюзой) впервые был восстановлен вместе с нефритовым молоточком; во всех случаях, известных ранее, предметы, предназначенные для удара по колоколам либо утеряны, либо их связь с колоколом не учитывалась в процессе раскопок.
Наборы колоколов, использующие разницу в высоте тона между крупными и более мелкими образцами, засвидетельствованы с периода Позднего Шан (Аньян) ( Shang (Anyang, ок. 1300–1046 гг. до н.э.) и, вероятно, были изобретением Шан. В ту пору они обычно состояли из трех небольших бронзовых колокольчиков нао (nao), которые устанавливались на цилиндрических стержнях юн (yong) отверстием вверх, удары по ним производились деревянными молотками. Хотя различия в высоте тона ярко выражены, распределение нот в этих самых ранних наборах не демонстрирует какой-либо согласованности за исключением того, что иногда два тона в наборе разнесены на октаву. Но даже при этом важность такого изобретения не подлежит сомнению.
Нао-колокола предположительно были разработаны на основе более ранних колоколов лин (ling), но когда и где это произошло - и, таким образом, дата и место изначального осмысления концепции набора колоколов - остаются пока неизвестным. Возможно что нао-колокола восходят к периоду Раннего/Среднего Шан (Эрлиган) (Shang (Erligang, примерно 1600–1400 гг. до н.э.), но эта идея остается гипотетической, поскольку до сих пор не было найдено никаких колоколов того времени (это связано с тем, что до сих пор не было обнаружено больших гробниц этого периода, где они, скорее всего, могли бы быть захоронены). Таким образом, на сегодняшний день разрыв между колоколами лин периода Эрлитоу и нао периода Аньян остается незаполненным.
Недавние раскопки увеличили количество трехкомпонентных наборов нао из центрального района позднего Шан в Аньяне (Хэнань) (Anyang (Henan)). Более того, они еще более ясно свидетельствуют о том, что такие нао-наборы довольно широко распространялись по всей территории, находящейся под контролем Аньянского государства.
Сигнальные колокола периода Западного Чжоу
Колокола чжэн (zheng)
Сигнальные колокола в основном использовались в сочетании с барабанами для управления наступлением и отступлением на войне и сигналов о действиях неприятеля. Значительным событием в археологии колоколов стало открытие захоронений правителей Ба (Ba) Дахэкоу, Ичэн (Шаньси) (Dahekou, Yicheng (Shanxi)). Два нао-подобных колокола, образующие третий набор из гробницы 1 в Дахэкоу, отличаются от других тем, что их тела вертикально более вытянуты, а стержни длиннее и массивнее. Специалисты рассматривают эти образцы как важные новые свидетельства, подтверждающее происхождение чжэн (zheng), хорошо известного типа сигнальных колоколов с молотком, используемых в войне, от нао-колоколов периода позднего Шан и Раннего Западного Чжоу.
Чжэн-колокола упоминаются вместе с другими сигнальными колоколами в текстах периода Восточного Чжоу. Поскольку два нао-подобных колокола третьего набора из гробницы 1 в Дахэкоу напоминают более поздние чжэн по своим пропорциям и особенностям, их также можно классифицировать как чжэн, и если это так, то они вполне могут быть самыми ранними сохранившимися образцами этого вида колоколов.
Использование таких колоколов в войне в период Западного Чжоу согласовывается с тем фактом, что применение бронзы - материала, использование которого в то время было чрезвычайно ограниченно - разрешалось в вооружении и для снаряжения лошадей и колесниц. Поэтому в каталогах музеев иногда эти колокола обозначают как "военный музыкальный инструмент"
По-видимому наиболее древний образец колокола чжэн был найден в гробнице 1052 в Шанцунлине, Санмэнься (Хэнань) (Shangcunling, Sanmenxia (Henan)), месте захоронения высокопоставленного представителя рода Го (Guo), датируемой 8 веком до нашей эры; по форме он напоминает нао-колокола из Аньяна. Другой чжэн примерно того же периода - более узких пропорций, с длинной угловатой ручкой и украшенный изображениями животных - недавно был обнаружен в гробнице 27 в Ляндайцуне, Ханьчэн (Шэньси) (Liangdaicun, Hancheng (Shaanxi)), гробнице главы рода Жуй (Rui).
Колокола чунью (chunyu)
В этой же гробнице был найден и сигнальный колокол другого типа - чунью (chunyu) - тоже самый ранний из известных образцов. Основываясь на распространении колоколов таких типов в более поздние периоды, некоторые ученые ранее полагали, что чунью имели периферийное (либо юго-восточное, либо юго-западное) происхождение, но это теперь кажется сомнительным. Точно также идея о том, что характерная округлая форма чунью указывает на то, что они произошли от керамических сосудов или, возможно, от гончарных барабанов, остается необоснованной. Что остается определенным, так это то, что чунью нельзя генетически связать с каким-либо другим древним типом китайских колоколов.
Считается, что название чунью произошло от Чжоули (Zhouli - китайская ритуальная книга). Специалисты выделяют шесть основных форм чунью. Существует четыре теории о происхождении и распространении чунью в значительной степени противоречащих друг другу [9]. Большинство найденных чунью имеют рукоятки в форме тигра, что связывают с историческими легендами Ба (Ba - древняя этническая группа). Народ Ба поклонялся белому тигру, который был тотемом Ба. Предполагается, что чунью использовался народом Ба для основных церемониальных мероприятий - заключения союзов и жертвоприношений.
Колокола Дуо (Duo)
Третий археологически идентифицируемый класс сигнальных колоколов, упомянутых в текстах Восточного Чжоу, дуо (duo). Колокола этого типа появились примерно в 1000 г. до н.э. В книге «Обряды Чжоу» (Rites of Zhou) говорится, что такие колокола использовались с барабаном для подачи военных приказов. Дуо - колокоал овальной формы, напоминающие по форме чжэн, делятся на два типа: с языком (clapper) и без него; первые издают звук при раскачивании, вторые - при ударе. На фото дуо-колокол без языка с надписями и узорами Panchi (свернутый спиралью дракон) на лицевой и оборотной сторонах.
Ещё в археологических записях Западного Чжоу представлен колокол из гробницы 1B периода Среднего Западного Чжоу - кладбища в Жуцзячжуан, Баоцзи (Шэньси) (Rujiazhuang, Baoji (Shaanxi)). Он красиво украшен орнаментом с изображенем животных и резьбовым рельефом. Логично предположить, что дуо-колокола иммеют типологическую связь между самыми ранними колоколами лин и нао периода Аньян, но не было найдено ранних образцов, которые могли бы подтвердить такое происхождение.
Тем не менее, основываясь на имеющихся в настоящее время доказательствах, можно с гораздо бо̀льшей уверенностью, чем два-три десятилетия назад, заявить, что весь спектр сигнальных колоколов, упомянутых в текстах Восточного Чжоу, можно проследить до времен Западного Чжоу, а в случае чжэна даже к Раннему Западному Чжоу. Также более ясно, чем ранее, что их развитие было связано с развитием музыкальных колоколов, с которыми они иногда встречаются вместе. Если эта интерпретация двухчастного набора нао-подобных колоколов из гробницы №1 в Дахэкоу как пары чжэн верна, то их совместное появление с двумя наборами из трёх колоколов составило бы самый ранний известный пример такой комбинации военных и музыкальных колоколов. И в гробнице 1052 в Шанцунлине, и в гробнице 27 в Ляндайцуне, наряду с вышеупомянутыми сигнальными колоколами, были наборы музыкальных колоколов, и есть много более поздних примеров таких сочетаний - вплоть до периода Хань. Помимо поля битвы, военные колокола, возможно, также использовались при исполнении танцев на военную тематику, упомянутых в некоторых ранних текстах.
Читайте продолжение в части 2
Использованная литература
  1. Lothar von Falkenhausen. The Earliest Chinese Bells in Light of New Archaeological Discoveries, in "Reading the Signs: Philology, History, Prognostication", ISBN 978-3-86205-615-6, IUDICIUM Verlag GmbH München 2018
  2. Lothar von Falkenhausen. «The Zeng Hou Yi Finds in the History of Chinese Music» in Music in the Age of Confucius, ed. Jenny So (Seattle; University of Washington Press, 2000), pp.101-113
  3. Lothar von Falkenhausen. «Niuzhong Chime-Bells of Eastern Zhou», Arts Asiatiques, Année 1989, 44, pp. 68-83
  4. Yang Liu, Bronzes of the South: Recent Discoveries from Yejiashan in Suizhou, 2017, Orientations
  5. Robert W. Bagley, “Percussion” in Music in the Age of Confucius, ed. Jenny So (Seattle; University of Washington Press, 2000), pp.35-63
  6. Alain.R.Truong, An archaic bronze bell (bo), Western Zhou dynasty (c. 1046 – 256 BC)
  7. Shen, Sinyan, Acoustics of Ancient Chinese Bells, Scientific American, 256, 94 (1987)
  8. The Western Zhou cemetery at Dahekou in Yicheng County, Shanxi. Chinese Archaeology 12 (2012): 1-12
  9. Bronze Chunyu with a Handle in the Form of Tiger (Hunan museum)
История+4