литературная критика, кинокритика, философия... · 15 мая 2023
Эстетический грех скульптора Вучетича
Друзья, я каждый день прохожу мимо этого фонтана. И всякий раз окидываю его взглядом. Фонтаны принадлежат к тому роду артобъектов, которые притягивают к себе моё внимание.
Вот что я вижу:
Издали фонтан выглядит монументальным сооружением в классическом стиле. Автор - Евгений Вучетич. Летом, когда скульптура окутана фонтанными струями, зрелище оказывается великолепным.
Напомню вам, что Вучетич является создателем таких знаменитых произведений, как «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке и "Родина-мать зовёт" в Волгограде.
Эти два монумента всегда производили на меня очень сильное эмоциональное впечатление. Не говоря о мощном идейном содержании, бросается в глаза великолепная пластика фигур. Даже плакатные контуры обоих памятников вызывают прилив нервного адреналина.
С детских пор имя Вучетича вызывало у меня ассоциацию с талантом. Могу вспомнить ещё один его шедевр - динамичную фигуру созидателя:
Помню, в моей детской коллекции марок репродукция "Перекуём мечи на орала" была мне непонятна по содержанию, но занимала своё достойное месте в художественном ряду именно из-за экспрессивности композиции.
Вернусь к фонтану.
Он расположен в сквере рядом с интереснейшим по своей архитектуре зданием ростовского драмтеатра. Я несколько раз упоминал о нём в своём канале по разным поводам. Ниже ссылки: 80 лет освобождению Ростова-на-Дону Театр
Коротко напомню, что здание выполнено в актуальнейшем на начало 1930-х годов конструктивистском стиле и представляет собой спрямлённые сочетания стекла и бетона. Вот как выглядит театр сегодня:
Поскольку советская архитектурная школа не баловала нас оригинальностью, я нахожусь в непрерывном восторге от близости этого здания к моему жилищу.
Строительство театра было завершено в 1935 году. К тому же времени распланировали близлежащую территорию Парка Революции. Вторым по значимости культурным объектом должен был стать большой фонтан. Учитывая предельно современную эстетику здания театра, можно было ожидать чего-то подобного и от фонтана.
Подхватить инициативу конструктивистов поручили молодому в то время Евгению Вучетичу.
Вид фонтана издали я вам уже показал. Подойдём ближе.
Когда пелена брызг рассеивается, вниманию зрителя предлагается следующее. Четыре атлета стоят в аффектированно неудобных позах. Их телам придана обтекаемая форма, видимо символизирующая родство с водной стихией. Четырьмя руками атлеты поддерживают чашу, с которой на них непрерывно льётся вода. Поднятые вверх лица омываются ниспадающими струями, завершая ассоциацию с Ихтиандром в исполнении артиста Коренева.
Вся эта группа базируется босыми ногами на трёхярусном цилиндрическом постаменте. Главную художественную сенсацию скульптор припас именно здесь.
По периметру круглого яруса установлены колоссальных размеров Черепахи (!) и Лягушки (!!).
Разумеется, из их ртов выглядывают штуцера, брызжущие водой.
Что это всё должно было означать? Одно можно сказать точно - не победу большевизма в Советской России. В отличие от здания театра, выполненного в технократической форме колхозного трактора и символизирующего победу социалистической индустриализации, нагие физкультурники в окружении лягушек скорее означали эстетическую оппозицию тогдашних скульпторов тогдашним архитекторам.
В общем, при ближайшем рассмотрении фонтан представляется мне дичайшим кичем, рассчитанным потрясти воображение разве что неискушённых в искусстве окрестных крестьян эпохи всеобщей коллективизации.
Ретроспективно вспоминая последующие работы Вучетича, остаётся покачать головой. Как это его угораздило?
У меня только два варианта ответа.
Первый. Начинающий скульптор был так потрясён подвернувшейся удачей с заказом, что решил отказаться даже от намёка на оригинальность - что бы не сглазить.
Второй. Таков был заказ тогдашних ростовских властей. Испуганные неожиданными новациями в архитектуре театра, они решили уравновесить идеологический риск чем-нибудь особенно бездарным.
Вы к какому варианту ближе? Я - ко второму. Мне совершенно не хочется полоскать имя Евгения Вучетича.
Повторюсь. Издали фонтан имеет вполне благопристойный вид: крупная форма сочетается с обильным водопадом. Это может послужить уроком будущим скульпторам. Если вы не уверены в своём творческом потенциале, делайте мегалиты покрупнее и добавьте к ним побольше воды. Обилие жидкости искупит любой ваш эстетический грех.