Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Учитель биологии в школе Красноярска, студент спец...  · 9 мая 2021

Естественно-научная БЕЗграмотность

Что хочет современный ребенок в школе? Оценки?-нет! ответ моих учеников такой: если бы родители не ругали, мне бы и тройки хватило!
К сожалению, отчасти, все это вина учителей. Многие учителя, смирившись с тем, что дети не хотят ничего знать, дают детям тесты, скаченные с интернета, к которым давно уже есть прорешенные ответы. Кто то дает только голые факты, не объясняя как работает организм, либо, почему деепричастие сформировалось именно так, а не по другому. Ребенок не видит причинно-следственной связи в предмете. Ему "кидают" в голову факты, которые "выливаются" из ушей сразу же, как только они туда попали. Дети не стремятся освоить материал, вчитаться, вникнуть в суть темы. Они нацелены лишь на зубрежку и списывание. В слабом классе на к.р. я разрешил списывать, так вы, дорогие читатели этой статьи, думаете, что были голимые пятерки? Нет! больше половина двоек. Потому что написано, что надо назвать функции, а они нашли только строение. Даже в учебнике не могут найти информацию. В некоторых ситуациях говоришь, к примеру: объясните, как вы понимаете значение термина такого-то, со страницы такой-то. Не могут! Иногда не могут даже найти сам термин.
Сочтем это за предисловие. Теперь к ЕНГ. Дети привыкли запоминать и зубрить, но не думать. Чтобы прочитать научный текст (даже текст учебника) и понять о чем он, то нужно логическое мышление. Чтобы его запомнить, сделать ассоциацию к нему, попытаться воспринять информацию не как поток слов, а как эмоцию (именно так можно воспитать интуитивное понимание материала в дальнейшем), нужно уже абстрактное мышление. Но дети, зацикленные на tic-toc, сидящие в VK и читающие статьи в 30-50 слов не в состоянии уловить сути. Они вроде как бы и хотят, но просто не могут, не умеют. Не умеют вычленять корень информации, предполагать как и что будет. Поэтому моим ученикам сложно понимать физиологию, хоть я на нее и делаю основной упор (чаще биологи анатомией довольствуются, потому что ее проще подать и меньше потом спрашивать). Я даю задания в стиле "объясните, как проходит пучок света через глаз, через какие анатомические структуры, дополните информацией о ЦНС и ее связи со зрительным анализатором". На таких вопросах дети вначале сыпались, просто не понимая что от них требуют. Они понимают, что хрусталик действует, словно линза, но не понимают, что происходит дифракция света (чисто физическое явление).
Таким образом, можно сказать, что дети остались без развитого левого полушария, без умения работать с научной информацией, учебником, стали безграмотными в естественно-научном плане. Тут и вина государства, и родителей, и учеников, хотя, учеников и в меньшей степени. Мы, взрослые, сами не посеяли в них зерно интереса к учебе. Теперь довольствуемся тем, что есть!
Биология+4
Всё верно. Только хочу добавить, что та ситуация, которая складывается к старшим классам, формируется и учителями... Читать дальше

Да, забыл. А как Вы обходитесь без химических знаний при объяснениях работы клеточных органелл, энергетики клетки, фотосинтеза? Ведь со знаниями химическими беда ещё большая, чем с биологическими.

Ну и к слову. А как в хрусталике дифракция проявляется? Что-то сообразить не могу...

@Вячеслав Домбровский, хрусталик выполняет функцию линзы, как бы преломляет свет. Поскольку он по плотности отличается от передней камеры глаза, то можно судить о дифракции. На счет начальной школы, да, первые годы учебы направлены на приучение учиться, тут я согласен. Насчет химии, я по второму профилю химик, так что могу что то объяснить в этой теме. Но то, что дети не понимают, то это да. Я фотосинтез давал в трех схемах. сначала только исходные продукт и конечные, в центре только фотосинтез, потом они рисовали простую схему и далее, опираясь на нее, я устно рассказывал на обычной схеме весь процесс.

На счет лабораторных, тут от школы зависит. Все зависит от темы.

Даже не дочитав статью, испытал к вам такую неприязнь, что кушать не могу. Я просто безмерно счастлив, что у меня нет детей, потому что сам прошёл через мучения в школе, а это было в 80-90х. Сейчас ещё хуже, потому что по библиотекам ходить не надо, вся инфа в интернете, и детей нагружают на разрыв жопы. Вы хотите, чтобы они во всё вникали, а не думаете, что у них кроме вашего предмета их ещё тьма, и каждый учитель тоже хочет, чтобы ученики вникали? Я уже не говорю о том, что каким нечитабельным языком написаны учебники. Горе-писатели их явно писали для себя. Ну и если ты ученик с критическим мышлением, а не быдло, у тебя будет постоянное "рука-лицо" от содержимого. Вячеслав вот вам написал примерно то же самое, но в очень вежливой форме, настоящий дипломат.

@Пётр Сперанский,  есть программа образовательная и это подсудное дело, если я не преподаю по ней. Я не имею права по закону преподавать то, что хочу я или не давать какой то материал вообще, просто потому что я не хочу. Ученики иногда не хотят вообще ничего знать, ничего учить и им просто хочется пообщаться между собой на уроке. Таких детей много и я не делаю на них упор. На счет других уроков, когда ребенок не хочет ни в один из них вникать, то он и не делает ни по одному предмету дома уроки. Таких огромное количество. И если он ничего не делает дома, ничего не делает в школе, то от чего же он устает? от того, что учителя слушает, так он и этого не делает. Насчет даже ДЗ, то они рассчитаны на троечника, при том, слабого. В классе я даю материала много. Один ребенок много запомнит, один свое имя вспомнить не сможет, пока ему на доске не напишешь. Контрольные всегда легче того, что мы разбирали в классе. А сводить уровень обучения к "2", то это тогда лучше вообще в школу не ходить и идти работать после окончания 4 класса. Даже идеальный учитель ничему не научит лодыря. Хоть заобъясняйся ему. А учитывая, что в классах по 25 человек, то стоит сказать, что учитель не репетитор, чтобы индивидуальный подход находить к каждому ребенку. Я дозирую систему оценивания, поскольку тот, кто биологией интересуется пойдет и в интернете что то почитает сверх того, что я даю, а кому нафиг не надо вообще образование, так тому и букварь то лень открыть будет. Школа всегда была неинтересной для тех, кто привык дома на диване лежать. Хотя, в чем то соглашусь, лишнего много. Но вот никак не в биологии. Как раз за счет урезания ее сейчас и добавляются всякие проектные деятельности, основы религии и т.д.

Комментарий был удалён за нарушение правил

@Евгений Иванков, как минимум половину того, что вы здесь перечислили в школе объясняют. Опять же, на примере кислорода, а почему он тяжелый, а почему не гелий самый тяжелый? чтобы говорить красивые фразу и "пантоваться" перед учениками всякими "приколюхами", надо уметь дать им сначала базу. Лично я рассказываю о каких то заболеваниях, в простой, понятной форме, про клапаны я рассказываю тоже, насос, потому что есть центры автоматизации, пучки гиса, а желудочки не только набор клапанов, но есть и систола, и диастола, вот вам насос. Можете почитать о гемодинамике, о которой нет много времени на уроке рассказывать в школе. Возможно, это можно сделать в университете, там не так строго следят что дает педагог на лекции или на семинаре, студенты не будут возмущаться "а почему этого нет в том то учебнике?", а вот в школе, если есть отступы от учебника, сразу прилетает претензия "а че вы не по учебнику учите?". Так что не путайте, пожалуйста, университет и школу. В школе: 1) у нас есть четкая программа, 2) нам "настучат" по голове, если мы от нее отойдем, 3) нет времени на слишком красивые изречения. У 6 классов биология 1 час в неделю, там базу бы рассказать, а не красоваться. А фактологию и частные темы рассматривают на кружке или в свободное время, но на уроке лучше по делу работать. В тех же штатах тоже не идеальные школьники. Очень мотивированы школьники в Японии, потому что там рынок труда жесткий очень. Там конкуренция. А у нас Россия, где наши подростки на переменах обсуждают где они, извините, испражнялись после очередной пьянки.