Привет :) Ты наверняка знаешь.. что такое эго, и зачем оно нужно. Ведь эго обладает довольно простым определением - часть личности, осознающей себя как "Я". И многие замечали, как оно формируется у детей.. перетекая в "кризис 3-х лет". Что может перерасти в эгоизм, а затем и в эгоцентризм.
Но зачастую дихотомия заводит некоторых в тупик. Мы не можем однозначно окрасить эго в "чёрный или белый цвет" :) Поэтому возникают споры: эгоизм - это плохо или хорошо. Предлагаю немного поразмышлять.. с помощью наглядного примера.
Есть разные игры, но одна из них имеет интересный статус: "симулятор жизни".. Ребёнок учится строить отношения, обустраивать квартиру, выбирать хобби и работу, воспитывать детей или питомцев, планировать дела (тайм-менеджмент) и многое другое. В общем, довольно интересный способ саморазвития.
А теперь представим реальную ситуацию: заходите в комнату.. а ребёнок за компьютером рыдает в истерике: — Что случилось? — Меня бросила вторая половинка!!! И котик.. умер :( — Но это же всего лишь игра. — Ты не понимаешь..
То есть процесс ассоциации себя со своим персонажем.. привёл к сильной эмоциональной привязанности. Можно предположить, что в этой ситуации эго ребёнка привязалось к виртуальному образу. Что чревато неврозами. Хорошо ли это? Мы рассмотрели "печальную ситуацию", поэтому напрашивается ответ: нет. Рассмотрим другую ситуацию: Вы заходите, а ребёнок сидит с пустым взглядом возле выключенного монитора: — Что случилось? — Игра удалена. — Но удалось поиграть? Не понравилось? — А смысл! Это же просто человечки на экране. Тут процесса ассоциации себя не произошёл. Эго не привязалось. Что говорит о слабой эмпатической связи.. человек не будет вовлечён в процесс обучения (и возможно… жизни). Что чревато апатии. Это также.. крайность.
Мы можем заметить, что эго выступает в качестве посредника между сознанием и оболочкой (даже виртуальной)). Если связь слишком сильная.. то могут быть побочные эффекты:
гордыня;
алчность;
зависть;
аддикция;
и т.д
Если связь слишком слабая:
лень;
равнодушие;
мизантропия;
самобичевание;
и т.д.
Таким образом эго - ментальный механизм, позволяющий сознанию привязаться к своему телу (начиная с базовых потребностей).. Если связь чересчур сильная - человек испытывает чрезмерно сильные эмоции (вплоть до аффекта). Если связь чересчур слабая - человек безразличен к окружающим.. и к своим потребностям (вплоть до суицида). Причём в примере с видео-игрой.. легко заметить, что привязанность может быть направлена не только на себя. С такой точки зрения, альтруизм - это эго.. направленное вовне. А самый оптимальный вариант: баланс направления и силы эго-процессов. Да, этому не учат в школе.. Причём "контроль эго" не такой уж и сложный процесс. Напрямую связанный с психогигиеной.. и саморефлексией.
П.с. интересно с позиции "психология эго" рассмотреть контекст фильмов: Аватар, Матрица, Начало.. и даже День Сурка :)
Он может примерно так же "реалистично" оценивать и в жизни: "люди - всего лишь куски мяса, которые рано или поздно превратятся в тлен. Какой смысл жить" Даже "адекватное восприятие" может иногда игнорировать потенциал, концентрируясь лишь на прозаичных (поверхностных) фактах. Даже "человечки на экране" могут стать чем-то бОльшим.. недаром лётчики тренируются на авиационных тренажёрах.
Хоть "это всего лишь картинки на экране" :) Тут речь скорее про степень вовлечённости :) есть дети, которым только мультики подавай (клиповое мышление), а другие могут увлеченно играть травинками/крышечками/камешками.. создавая красочные сюжеты.
Воображение, мотивация, изобретательность.. всё это тесно взаимосвязано. Интересно, какую роль в этом занимает эго.
Вы же знаете, что некоторые люди говорят о себе в 3 лице (Вольф Мессинг был таким)? И есть психологи, которые даже предлагают тренинг: говорить о себе в различных лицах и числах. П.с. даже после трудов Фрейда и Эриксона.. эта тема редко попадает в поле внимания психологов. К сожалению..