Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Психотерапевт. Супервизия проф.деформаций. Много...  · 9 февр 2023

ЭгО

Привет :)
Ты наверняка знаешь.. что такое эго, и зачем оно нужно.
Ведь эго обладает довольно простым определением - часть личности, осознающей себя как "Я". И многие замечали, как оно формируется у детей.. перетекая в "кризис 3-х лет". Что может перерасти в эгоизм, а затем и в эгоцентризм.
Но зачастую дихотомия заводит некоторых в тупик. Мы не можем однозначно окрасить эго в "чёрный или белый цвет" :) Поэтому возникают споры: эгоизм - это плохо или хорошо.
Предлагаю немного поразмышлять.. с помощью наглядного примера.
Есть разные игры, но одна из них имеет интересный статус:
"симулятор жизни"..
Ребёнок учится строить отношения, обустраивать квартиру, выбирать хобби и работу, воспитывать детей или питомцев, планировать дела (тайм-менеджмент) и многое другое. В общем, довольно интересный способ саморазвития.
А теперь представим реальную ситуацию:  заходите в комнату.. а ребёнок за компьютером рыдает в истерике:
— Что случилось?
— Меня бросила вторая половинка!!! И котик.. умер :(
— Но это же всего лишь игра.
— Ты не понимаешь..
То есть процесс ассоциации себя со своим персонажем.. привёл к сильной эмоциональной привязанности. 
Можно предположить, что в этой ситуации эго ребёнка привязалось к виртуальному образу. Что чревато неврозами.
Хорошо ли это?
Мы рассмотрели "печальную ситуацию", поэтому напрашивается ответ: нет.
Рассмотрим другую ситуацию:
Вы заходите, а ребёнок сидит с пустым взглядом возле выключенного монитора:
— Что случилось?
— Игра удалена.
— Но удалось поиграть? Не понравилось?
— А смысл! Это же просто человечки на экране.
Тут процесса ассоциации себя не произошёл. Эго не привязалось. Что говорит о слабой эмпатической связи.. человек не будет вовлечён в процесс обучения (и возможно…  жизни). Что чревато апатии. 
Это также.. крайность.
Мы можем заметить, что эго выступает в качестве посредника между сознанием и оболочкой (даже виртуальной)).
Если связь слишком сильная.. то могут быть побочные эффекты:
  • гордыня;
  • алчность;
  • зависть;
  • аддикция;
  • и т.д
Если связь слишком слабая:
  • лень;
  • равнодушие;
  • мизантропия;
  • самобичевание;
  • и т.д.
Таким образом эго - ментальный механизм, позволяющий сознанию привязаться к своему телу (начиная с базовых потребностей).. 
Если связь чересчур сильная - человек испытывает чрезмерно сильные эмоции (вплоть до аффекта).
Если связь чересчур слабая - человек безразличен к окружающим.. и к своим потребностям (вплоть до суицида).
Причём в примере с видео-игрой.. легко заметить, что привязанность может быть направлена не только на себя.
С такой точки зрения, альтруизм - это эго.. направленное вовне.
А самый оптимальный вариант: баланс направления и силы эго-процессов. Да, этому не учат в школе..
Причём "контроль эго" не такой уж и сложный процесс. Напрямую связанный с психогигиеной.. и саморефлексией
П.с. интересно с позиции "психология эго" рассмотреть контекст фильмов: Аватар, Матрица, Начало.. и даже День Сурка :)
Похоже, что ребёнок во второй ситуации  - не эгоист, а реалист, он смотрит на ситуацию здраво, ведь там же... Читать дальше
@Олеся Злобина, вполне может быть :)
Он может примерно так же "реалистично" оценивать и в жизни: "люди - всего лишь куски мяса, которые рано или поздно превратятся в тлен. Какой смысл жить"
Даже "адекватное восприятие" может иногда игнорировать потенциал, концентрируясь лишь на прозаичных (поверхностных) фактах. Даже "человечки на экране" могут стать чем-то бОльшим.. недаром лётчики тренируются на авиационных тренажёрах.
Хоть "это всего лишь картинки на экране" :)
Тут речь скорее про степень вовлечённости :) есть дети, которым только мультики подавай (клиповое мышление), а другие могут увлеченно играть травинками/крышечками/камешками.. создавая красочные сюжеты. 
Воображение, мотивация, изобретательность.. всё это тесно взаимосвязано. Интересно, какую роль в этом занимает эго.
Вы же знаете, что некоторые люди говорят о себе в 3 лице (Вольф Мессинг был таким)? И есть психологи, которые даже предлагают тренинг: говорить о себе в различных лицах и числах.
П.с. даже после трудов Фрейда и Эриксона.. эта тема редко попадает в поле внимания психологов. К сожалению..