Постмодернизм на экране. Лекция 1. Введение. Проблема текста.
Друзья, присылаю расшифровку с первой лекции к «Постмодернизму на экране» на примере фильма «Записки у изголовья» Питера Гринуэя.
Введение. Проблема текста
Кино появилось в эпоху модерна, когда полным ходом шла индустриализация, развивалась городская жизнь, появлялись новые изобретения, тогда люди беспрекословно верило в силу прогресса. В XX веке философы, оглядываясь на процессы в культуре, в частности в кино стали развивать концепцию модернистского и постмодернистского искусства. Многие из них сходятся на том, что определяющую роль для появления постмодернизма сыграли трагичные события середины XX века, Вторая мировая война, появление тоталитарных государств, Холокост и Гулаг. Осмысление этого прошлого привело к недоверию современным парадигмам общества и усиленной саморефлексии над устройством собственной мысли. Поэтому предметом анализа в постмодернистской философии и искусстве часто становится нарратив (или текст), как ключевое средство познания в культуре.
В «Записках у изголовья» текст — одна из главных сил фильма. Он властвует над героями, не только как их страсть или данность. В этом фильме без умения создать свой личный текст невозможно становление личности. С тех пор как в утопической мечте о новом рациональном прогрессивном мире стали видеть предпосылку к катастрофам середины XX века, появился современный человек культуры постмодерна. Он в новый мир уже не верит, вещи как таковые его не интересуют, для него возможен разговор только о безвозвратных изменениях в репрезентации этих вещей и о путях, которыми это происходит. Иными словами, для него содержание — это по преимуществу образы.
Как постмодернизм себя выражает в кино? Ниже только некоторые характерные особенности, другие будем обсуждать в последующих лекциях. Во-первых, отвергается стиль в силу отказа от различий между высокой и низкой культурой, отказа от иерархии ценностей. Отвергая стиль, кино отказывается от чувства уникальности и личностности. Поэтому даже в вычурном и эстетском постмодернистском кино, как у Питера Гринуэя, например, можно найти отсылки к массовой культуре, в которой все похоже. Вместо уникальности приходит её имитация, но не с помощью сатиры как в пародии, а благодаря иронии и самоиронии.
Помимо отказа от стиля постмодернизм разрушает в нарративе установку на прозрачное повествование и силу причинно-следственных связей. В кино это доходит до того, что могут совмещаться exploitation, сильный сюжет и стили «новых волн». События часто развиваются нелинейно, например в форме новелл. Эти признаки определяются тем самым вопросом о том, как сложилось уже изобретенное в культуре. Поэтому кино заигрывает с языком как формой мысли и с темой границы, например где заканчивается одна форма или язык и начинается другой.
Питер Гринуэй как главный постмодернистский британский режиссер в своих фильмах изучает эти вопросы наиболее прямо, то есть фильм для него – повод для постмодернистской критики общества. Он реализует её через заигрывание с зрелищной природой искусства, с культурой как множественным наслоенных друг на друга текстов. В связи с классическим художественным образованием свой творческий путь он начинал как художник, но увлечение кинематографом открыло для него больше художественных возможностей. Тем не менее живопись остается в его творчестве одной из главных составляющих. Он часто помещает внутрь фильмов элементы других искусств. Например, частый гость в его фильмах голландские натюрморты с их традиционным символизмом, разрушающим привычное, современное понимание кино. Еще чаще Гринуэй развлекается изучением систем знаний. Его картины насыщены различными видами визуальных и числовых порядков и заново изобретенных алфавитов. Гринуэй демонстрирует на экране возможности такого типа причинно-следственных связей между буквами, предметами и словами обнаруживают принципы иерархии, присутствие которой в нашей жизни за каждым нашим словом мы не замечаем. Так он противостоит тирании текста, ограничивающего возможности кино.
Фильм «Записки у изголовья» снят по мотивам одноименной средневековой японской рукописи писательницы Сей-Сёнагон. Написанная иероглифами, каждый из которых одновременно обособленный образ и буква в слове, она стала идеальным проводником для идей Гринуэя о связях между текстом, культурой, которую он в себя вмещает и образами, которые могут определять наше мышление.