Сообщество — это объединившиеся люди, которые разделяют похожие ценности и решили действовать вместе, потому что им так выгоднее (выгода у каждого может быть разной).
Чаще всего люди объединяются за или против чего-либо, например, сообщество, которое борется против фейкньюз и занимается фактчекингом или сообщество тех, кто продвигает доказательную медицину в противовес народным методам лечения.
Пользователи Кью — как соседи в одном доме: хоть они и живут рядом, разделять они будут разные интересы/взгляды. Поэтому на Кью тоже надо искать свою аудиторию, если хочется объединить ее вокруг одной какой-то идеи/темы.
Кто такой лидер/инициатор/комьюнити-менеджер сообщества по отношению к сообществу?
Это создатель инфраструктуры сообщества, которая позволяет участникам доверять друг другу, строить значимые отношения и добиваться общих целей. Ваша задача сделать так, чтобы людям было удобно, комфортно, понятно, видны результаты, вектор движения.
Сообщество «случается» тогда, когда между участниками образуются регулярные горизонтальные связи, а не только вы доносите какую-то информацию, а кто-то например, ее читает (это тогда будет обычный канал коммуникации, как объявление в подъезде, группа ВКонтакте, телеграм-канал). Отличие традиционного медиа, блога, телеграм-канала от сообщества в том, что там нет задачи выстроить отношения еще и между читающими/пользователями (чтобы они вместе что-то генерили/делали), а в сообществе это первостепенная цель.
Схема построения сообщества
Существует множество гипотез и системных подходов по тому, что необходимо, чтобы сообщество "случилось". Один из самых удобных фреймворков/схем - это COMMUNITY CANVAS .
В нем три основных раздела:
Розовый блок - то, что с людьми должно происходить, чтобы они стали самоощущать себя частью сообщества и действовать как сообщество.
Голубой блок - индентичность восприятия происходящего, которую люди должны мочь почувствовать/разделить/транслировать.
Зеленый блок - это то, о чем в первую очередь необходимо подумать создателю сообщества, чтобы не упустить важных моментов.
Чтобы сообщество работало и развивалось системно, потребуется регулярно вкладываться в контент 4 типов: для привлечения, вовлечения, удержания и возврата участников. Во всем процессе работы важно отслеживать ситуацию и анализировать, почему люди не вовлекаются так, как вы ожидали.
Команда сообщества
Важно растить помощников, которые будут растить сообщество (иначе это путь вникуда и вы скоро выгорите). Сторонников некоммерческому сообществу найти легче, чем компаниям-организаторам. Для этого кстати стоит прописать публично идею сообщества, миссию, ценности, кодекс (поэтому лучше сырой манифест, чем ничего).
Схема развития сообщества, которая очень хорошо отражает, какое кол-во контента в начале будет на вас (на КМ - комьюнити-менеджере/лидере сообщества/основателе)
На старте нужно дать людям понять что в вашем сообществе можно реализоваться в разных ролях, и объяснить, почему выгодно быть частью вашего сообщества, пропишите это текстом. По факту эти люди — волонтеры и одновременно двигатели сообщества, но они не будут получать оплату деньгами за свою деятельность, их интерес будет в другом.
Почему люди вовлекаются в различные сообщества и что они там ищут (лично мои гипотезы):
— Ощущение нужности, сопричастность
— Слава, признание, известность, внимания
— Ответственность
— Похвала
— Поддержка
— Новые знакомства
— PR их проекта
— Деньги
— Портфолио
— Знания и навыки
— Быть услышанными
— Творчество, реализация, хобби
Такие люди находятся через общность идей и ценностей и могут брать на себя самые разные роли: от менеджера по сотрудничеству до редактора и фотографа. Их тоже можно искать через вакансии, потому что участие в сообществе дает им рост профессиональных навыков и реализацию.