Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
искусствовед, культуролог  · 27 нояб 2021  ·
cinedeformation

Что такое саспенс?

Сегодня предлагаю поговорить о простом, но волнительном, о саспенсе. Но, прежде чем обсудить это понятие, как порядочный человек, я советую вам посмотреть фильмы Альфреда Хичкока. В связи с предметом текста рекомендую начать с картины «Веревка» или более ранней работы «Саботаж». Если так вышло, что вы не видели фильм «Психо», то это знак от вселенной, посмотрите его.
Ниже вас ждут пару слов об этимологии слова «саспенс» и увлекательная попытка сбалансировать на лезвии спойлера в процессе объяснения понятия на примере фильма «Веревка».
В этимологических словарях пишут, что слово саспенс (suspense) образовано от латинского suspensus, которое в середине 15 века использовалось в значении «состояние психической неуверенности с чувством тревоги», оно в свою очередь происходит от юридического понятия «в ожидании предполагаемого решения».
В современной истории употребление слова suspense в значении «неизвестность» связано с новостными сообщениями в газетах. Если в первой половине XIX века в британских газетах слово употреблялось ок.154 тыс. раз, то во второй половине столетия уже более 560 тыс. случаев употребления. Бульварное чтиво, каким и были такие газеты, подготовило массовую культуру к соответствующему типу развлечений. В начале XX века чувство напряженного ожидания используется для привлечения публики в цирк, где до самого конца представления толпа напряженно сидит в зале. В афишах рекламируют самый большой и опасный трюк, но на представлении он откладывается на закрытие программы.
Дальше саспенс вошел в оборот кинематографа. Уже в 1910-1920-е люди ходили в кино на серийные фильмы и ждали продолжения примерно так же, как сейчас мы ждем новую серию дома. Тогда напряженное ожидание еще было приемом, но не жанром.
Все изменилось с приходом американского триллера, в котором детективная история начиналась с убийства. Зритель уже знал, что убийство произойдет, по ходу развития истории и поиска убийцы он находился в ожидании, что герой будет убит в любой момент. В начале 40-х фильмы Хичкока сформировали новый жанр — триллер с элементами саспенса. Он объяснял его идею просто: «саспенс - это когда зритель знает больше, чем персонажи фильма».
На словах понятно, но что это значит в кино? Представьте, что вы только что видели убийство и труп скрыли. Вы, как зритель, знаете, где его скрыли. Это место на протяжении всего повествования маячит у вас перед глазами, а все возможные персонажи в прямом и переносном смысле оказываются близки к этому месту и разгадке убийства. Каждый из них снова и снова возвращает ваше внимание (а именно взгляд) обратно — туда с чего все началось. Вам очевидно, что разоблачения не избежать, ведь все тайное становится явным. Оно вот-вот случится, но никак не наступит. Знакомое чувство? Рано или поздно ожидание будет удовлетворено. Но вот рано или все-таки поздно?
История+4