Что сегодня происходит с отходами потребления в России
В год от жителей нашей страны образуется примерно 60 млн т отходов. Достоверного учета ТКО (твёрдых коммунальных отходов) до сих пор нет, поэтому цифра не точная. Но возьмем её за основу.
Что мы имеем в среднем по стране?
Из 60 млн т отходов: ▪️ 55 млн т захоранивается на полигонах; ▪️ 4 млн т перерабатывается с получением продукции; ▪️ 1 млн т сжигается.
Важно: в некоторых регионах, их 21 (!) сейчас отсутствуют мусоросортировки и утилизирующие предприятия. Это значит, что 100% отходов этих регионов захораниваются на полигонах, ёмкость которых почти исчерпана. При этом треть всех нынешних отходов – 20 млн т – это пищевые отходы. Современные комплексы по обработке отходов оснащены станциями компостирования. Но техногрунт, который они производят, не является продуктом для продажи. Вариантов решения проблемы пищевых отходов два. Либо отдельно собирать органику и через компостирование утилизировать её в качественный почвогрунт, который можно применять для восстановления почв. Либо изменять отношение регулятора к техногрунту и допускать его использование там, где до сих пор ГОСТы этого не разрешают.
Почему так много отходов идёт на захоронение?
Вернемся к нашим цифрам. Выбрать из отходов те, что пойдут на переработку, довольно сложно. По словам председателя совета директоров Группы «ЭкоЛайн» Евгения Михайлова на сортировках отбирается 2-3% вторичных материальных ресурсов (ВМР). На продвинутых сортировках – 8% ВМР. Флагманы отрасли отсортировывают 12-13% ВМР. По их словам, если сильно постараться и установить много современного и дорогого оборудования, то можно довести сортировку до 15%. Стараются они, кстати, за наши деньги - мы оплачиваем тариф за услугу обращения с отходами. Так как далеко не у всех мусоросортировочных предприятий есть такие возможности, то предположим, что к 2030 году мы будем где-то на середине – 10% или 6 млн т выбранного вторичного сырья пойдёт на переработку.
Переходим к интересному, а именно – к целевым показателям национальной программы «Экология».
В 2030 году 100% отходов должны быть обработаны, т.е. пройти линию сортировки. На полигонах разрешат захоранивать только половину из них. Что примечательно: целевых показателей по количеству выбранного вторичного ресурса с ленты сортировки нет. Кто как сможет.
Давайте посчитаем. К 2030 году 30 млн т отходов можно захоронить, а 30 млн т – необходимо утилизировать. Если не отправлять на полигон пищевые отходы (это около 20 млн т) и вторичные ресурсы, которые получается выбрать на сортировках (примерно 6 млн т), то всё равно остаётся еще 4 млн т отходов, которые надо куда-то деть. Видимо, для них-то и утверждался паспорт программы по применению RDF (Refuse-derived fuel – переводится с английского как «топливо, полученное из отходов») в промышленном производстве. Все эти 4 млн т можно попробовать пустить на производство RDF для котельных печей металлургических и цементных заводов.
Сразу оговоримся, эксперты движения «РазДельный Сбор» считают сжигание нерациональным использованием ресурсов!
Теперь вроде все сходится с национальными целями. Остается одна загвоздка. О раздельном сборе пищевых отходов речи нет. Наоборот, операторы по обращению с отходами говорят, что раздельный сбор пищёвки приведёт к росту тарифа. Поэтому, по мнению операторов, его невозможно организовать. Не будут ли они искать возможность реализации второго пути, а именно – послабление требований к техногрунту и более широких возможностей его применения? Да и RDF не пользуется спросом, его качество с сортировочных комплексов обычно низкое, а цементных заводов, чьи печи способны на нём работать мало.
К чему приведёт реформа
Что можно сказать? Действующие целевые показатели, на достижение которых работают субъекты мусорной реформы, поставлены некорректно. Вместо того, чтобы планировать снижение образования отходов, регулятор запланировал снижение их захоронения. При этом для регулятора не важно за счет чего отходы не попадут на полигон. Это может быть как утилизация во вторичные ресурсы, так и сжигание (как прямое, так и через RDF). В этом главная ошибка реформы. Целевые показатели установили так, что они не ведут к снижению образования отходов или к увеличению доли выборки вторичных ресурсов из которых сделают новый продукт. Это приводит к приоритету строительства мусоросжигающих заводов перед использованием многоразовой упаковки и отказом от неперерабатываемой и одноразовой упаковки.
Тем не менее, работа по достижению целевых показателей идёт. Сейчас обрабатывают уже больше 50% отходов в год – 35 млн т. Запланировано строительство 8 промышленных экотехнопарков стоимостью более 9,4 млрд рублей. Сортировка совершенствуется, мусоросжигательные заводы строятся.
Приведет ли это нас к чистому будущему?
Эксперты движения «РазДельный Сбор» участвуют во всех мероприятиях, чтобы иметь целостную картину того, что происходит в отрасли обращения с отходами, рассказывают вам , а также воздействуют на участников данного сектора экономики.
Наше движение развивается благодаря вашей поддержке. ПОДДЕРЖИТЕ нашу работу финансово.
Статью подготовила волонтёр движения – Ирина Жасминова