В недавнем
посте я затрагивала тему «бродячих сюжетов». Давайте разбираться, что же это такое.
Считается, что теория «бродячих сюжетов» (миграционная теория) появилась во 2-ой половине XIX века благодаря немецкому критику и переводчику Т. Бенфею, который доказал, что родина большинства европейских сказок – Индия.
Предшественницей миграционной теории была мифологическая теория. Поэтому вполне объяснимо, что «бродячие сюжеты» сложно рассматривать в отрыве от той же теории архетипов.
Появление «бродячего сюжета» связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей. Сюжет сказки переходит из культуры в культуру, претерпевая незначительные контекстуальные изменения. Однако прослеживая трансформацию одного и того же сюжета, можно многое понять о менталитете конкретного народа в конкретную эпоху.
Сегодня ученые спорят, сколько же «бродячих сюжетов» можно найти в мировой литературе. Их число варьируется от 4 до 20.
Примеры «бродячих сюжетов»: Снегурочка, Золушка, Спящая красавица, Дон Жуан и т.д., и т.п.