Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Санатана-Дхарма (санскр. सनातन धर्म, sanātana...  · 5 окт 2022

Бог Троица? (часть 1)

Учение о Боге - фундамент любой религии. Поэтому следует внимательно следить за любыми неправильными элементами этого учения. В традиционном христианстве учат, что истинный Бог существует как Троица: Отец, Сын, Дух Святой. Но здесь нас интересует не само учение о Троице, а искаженное понимание о богоявлениях.
В 18-й главе книге Бытия описывается явление Господа (hwhy) Аврааму. Этот сюжет графически был выражен в различных иконах Троицы, самой известной и популярной из которых стала икона Андрея Рублева.
Икона "Троица" написана Андреем Рублевым приблизительно в 1425-1427 г. по поручению преподобного Никона, ученика Сергия Радонежского. Из предания следует, что Рублев создал свою знаменитую икону под впечатлением от созерцания и изучения других икон. Ему, несомненно, был известен сюжет с Аврамом. Но, очевидно, что непосредственно текст Священного Писания использован не был и в те времена сам Рублев вряд ли смог оценить точное значение явления мужей Аврааму. Немотря на это, в 1551 году Стоглавый Собор, проходивший в Москве, канонизировал манеру исполнения иконы "Троицы" Рублевым.
Древние богословы комментируя явление Господа Аврааму расходились во мнениях, что это могли быть: три ангела; Христос в сопровождении двух ангелов; Бог-Троица. Но на Руси большинством православных был принят третий вариант, что это было явление Отца, Сына и Святого Духа. Так, русские православные имеют дело лишь с одной из интерпретаций.
Есть даже различные работы, где писатели пытаются дать значение всем элементам иконы, толкуя их в тринитарном смысле, проводя параллели с новозаветным откровением. Это повлияло даже на некоторых протестанских богословов.
Проблема в том, что тринитарное толкование сюжета с явлением Аврааму - в Церкви вовсе не древнее и не повсеместное. Древние отцы держались авторитета Священного Писания и всеобщего предания Вселенской церкви. Икона Троицы и тринитарное толкование явления Аврааму не соответствуют критериям православной истины. Христианство призвано хранить истину и не допускать пустых измышлений.
Икона Рублева, несомненно, по-своему красива и вызывает у многих положительные религиозные чувства. Она считается великим достижением русской средневековой художественной культуры. И это, к сожалению, не дает многим трезво оценить ее богословское значение. Чувства и художественная ценность - не критерий истины. Хотя мало кто решится идти против устоявшейся традиции.
Но давайте обратимся к важному моменту. Икона Троицы - это не просто изображение - верное или неверное. Это "посредник" для поклонения и молитвы. Так как поклонение иконе подразумевает поклонение первообразу, то неверное изображение или неверная интерпретация приводит к неправильному поклонению, а значит к суеверию.
Ведь попрос поднимается по существу очень серьезный. Кому поклоняются верующие через икону с сюжетом 18-й главы Бытия? Всем трем изображенным мужам, как Богу! Но если двое из них не являются Богом, то это поклонение твари, а не Творцу! Такое поклонение уже становится наряду с идолопоклонством.
Теперь обратимся к Священному Писанию:
"Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл." (Иоанн 1:18);
"чтобы не увидеть им света Евангелия славы Христа, Который есть образ [eikwn] Бога." (2-е Коринфянам 4:4);
"Он есть образ [eikwn] Бога невидимого" (Колосcянам 1:15).
Таким образом, Библия ясно говорит, что только Иисус Христос - Логос Божий является истинной иконой (eikwn) Бога Отца.
Иисус также сказал: "Кто Меня увидел, увидел Отца." (Иоанн 14:9). Сказал Он это не просто так: Бог Отец невидим, Он никогда не являлся в видимом образе, и никто из людей никогда Его не видел:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может." (1-е Тимофею 6:16).
Если мы видим Иисуса, мы видим Отца. Другим способом Отца увидеть невозможно, так как Бог Отец никогда не воплощался и не сходил на землю. Был слышен только Его голос, да и тот только как образ голоса, так как Бог не говорит в прямом смысле этого слова.
Поэтому при толковании других библейских мест мы не можем игнорировать новозаветные предостережения. Посмотрим внимательно на повествование о явлении Аврааму:
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего." (Бытие 18:1-3).
Под Господом подразумевается Яхве, в оригинале стоит тетраграмматон hwhy. Когда Авраам поздял глаза, он увидел трех мужей, но только один из них был Богом. Авраам подбежал и обратился только к одному: ynda - Владыка, Господь. По контексту очевидно, что один и трех мужей значительно выделялся. Итак, Аврааму под именем Яхве (hwhy) явился Логос (Иоанн 1:18), Который был в сопровождении двух ангелов. После возвещения Господом рождения сына у Сарры все три мужа направились в Содом:
"И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их." (Бытие 18:16).
Но пока Авраам провожает своих гостей, Господь решил сообщить Аврааму еще об одном Своем намерении. После этих слов происходит разделение: два мужа продолжают идти в Содом, а Яхве (hwhy) остается с Авраамом.
"И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа." (Бытие 18:22).
Далее происходит разговор между Господом и Авраамом на предмет наличия праведников в Содоме.
"И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом" (Бытие 18:33).
Далее в 19-й главе после того, как Господь (hwhy) перестал говорить с Авраамом говорится:
"И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома." (Бытие 19:1).
Таким образом, в Писании четко разделяется Господь - Яхве (hwhy), Который говорил с Авраамом и пришедшие в Содом два мужа, которые названы не Господом, а ангелами (Mykalmh) в 19-й главе Бытия в 1-м и 15-м стихах.
Во-первых, если здесь подразумевать явление Троицы в 18-й главе, то здесь мы сталкиваемся с очевидной проблемой, ибо придется понимать, что еще либо Святой Дух, либо Бог Отец назван ангелом. А это совершенно не вписывается в библейский контекст, ибо Отец по определению не может быть ангелом, а Святой Дух нигде таким образом не определяется. Только Логос в ветхозаветные времена являлся как Ангел Яхве.
Развращенные люди пытались заполучить новых гостей Лота:
"вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их." (Бытие 19:5).
Если бы это были Лица Троицы, то это выглядит совсем непристойно. Далее ангелы говорят, что они посланы от Яхве (hwhy), а не они являются Яхве:
"…мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его." (Бытие 19:13).
Итак, текст Священного Писания ясно говорит о том, что Аврааму явился Яхве, которым мог быть только Логос, в сопровождении двух ангелов, а не Троица. Предание древней Церкви это полностью подтверждает.
"Ибо я доказал, что Иисус являлся Моисею, Аврааму и всем вообще патриархам и беседовал с ними, исполняя волю Отца" (Иустин Мученик, Разговор с Трифоном иудеем, 113); "Итак ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков, ни кто-нибудь другой не видел Отца…"; "…но они видели Того, Который по воле Его есть и Бог Сын Его и вместе Ангел Его по служению воле Его" (Иустин Мученик, Разговор с Трифоном иудеем, 127).
"И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом…"; "Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с Которым Авраам и беседовал, когда ходатайствовал за содомлян" (Ириней Лионский, Доказательство Апостольской проповеди. 44).
"Ангелы Создателя принимали облик человеческий, - это ты когда-то прочел и поверил, что они имели подлинное тело, что ноги их омыл Авраам, что их руками был восхищен из Содома Лот…" (Тертуллиан, О плоти Христа, 3); "Но тогда между двумя ангелами Сам Господь явился Аврааму во плоти, но без рождения" (Тертуллиан, О плоти Христа, 6).
"Но давайте посмотрим, что есть это дерево под которым стоял Авраам и устраивал трапезу Господу и ангелам… В таком месте и в таком сердце может Бог пировать с ангелами."; "Господь присутствовал у Авраама вместе с двумя ангелами, но только ангелы приходят к Лоту." (Ориген, Гомилии на Бытие);
"Христа Божия они, несомненно, знали: Его видел Авраам." (Евсевий Кесарийский, Церковная История, кн. 1. 4).
"…тогда являтся ему Бог и при дверях шатра ясно дает видеть Себя в одном из трех странников" (Ефрем Сирин, Толкование на книгу Бытия);
"Это сказано об ангелах, потому что здесь, в куще Авраама, явились вместе и ангелы и Господь их. Но потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов, а Господь остался беседовать с праведником, как друг беседует с другом, о том, что намерен был сделать." (Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия 42, XLII. 2).
Таким образом, понимание трех мужей как Логоса и двух ангелов полностью соответствует Священному Писанию и Священному Преданию в период II-V веков. С этим также согласны и другие древние православные богословы, например, Иларий Пиктавийский (ум. 366 г.), Феодор Мопсуестский (ум. около 428 г.), Кирилл Александрийский (ум. 444 г.), Феодорит Киррский (ум. около 466 г.). Это мнение поддерживает и автор Толковой Библии - А.П. Лопухин.
Икона троица