Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Я так и знал, что ты с филологии, по тебе… видно  · 22 окт 2021

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…»

Рассмотрим стихотворение О. Э. Мандельштама «Я ненавижу свет однообразных звезд…», написанное в 1912 году. Вокруг лирического «я», которое находится в центре поэтического текста, строятся различные образы, и, скользя от одной детали к другой, читатель может понять душевное состояние лирического героя, его мировосприятие.
В первой строфе мы видим емкий метафорический эпитет - «однообразные звезды», который указывает нам на существующее противоречие во внутреннем мире лирического героя. Звезды, которые являются символом чего-то возвышенного, идеала, к которому стремится человек, становятся «однообразными», что сразу вызывает ассоциации со словами «скучный», «бессмысленный». «Грудь неба» во второй строфе олицетворяет собой зеркало небытия перед которым стоит человек, но не слышит ответа и ничего не видит, ведь оно «пустое», это терзает лирического героя, он ненавидит эту бесплодность и потому стремится наполнить ее смыслом, жизнью, одухотворить бесполезные «плевочки» в небе и сделать их «жемчужинами». Поэтому лирический герой, восклицая, приветствует свой «давний бред», эпитет «давний» указывает нам на идеи героя, древние законы мироустройства, которые сохранились на подсознательном уровне и позволяют ему творить, создавать свою реальность с помощью слова, превращая «камень» в «кружево» и даже в «паутину». Эволюцию собственной поэзии лирический герой сравнивает со стрельчатой башней, он, словно зодчий, возводит храм своей личности, и шпиль этой башни, вырастая все больше вместе с лирическим героем способен достать до самого неба. В третьей строфе мы снова видим противоречие на структурном уровне: первая строчка, где лирический герой говорит о том, что чувствует «размах крыла», осознает свою внутреннюю силу противопоставлена второй, где герой сомневается, не зная, куда приведет его «стрела мысли», брошенная далеко в небо. Полетит ли она в правильном направлении? В следующих строках усиливается страх лирического героя перед неизвестностью, он боится, что не успеет наполнить жизнь смыслом, и вернувшись к истокам всего, не успев полюбить и открыть свое сердце на земле из-за страха, не будет иметь возможности любить в ином мире, так как это земное чувство. Единая система образов помогает понять нам главную тему - тему строительства мировой культуры и самостроительства.
Таким образом, мы видим, как Мандельштам создает свой собственный поэтический язык: каждый элемент стихотворения реализуется в отношении к другим элементам, и зная ключ - образ сильной личности, который реализуется в системе метафор, мы можем сложить разрозненные компоненты в мозаику и понять смысл произведения.
Экзистенция+2