– От синей птицы этой лежат только синие перышки."Фацелия" Михаил Пришвин.
Очень часто, когда печатаю, выходят такие-то тарабарские слова, сплошь описки, огласки. Нечто так выворачивается запутанно, что это даже бесполезно исправлять. Догадки! Подобное, вторгающееся несуществующее поражает и долго будешь ломать глаза в поисках связей в слогах. Из под руки. Наверное, даже можно вести какой-то философский термин как способность людей генерировать оплошности -помарки, нелепости. Хотя все уже придумано. Аccidentia — случай, случайность, странное. Это все несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (Субстанция).
Изменчивое. Впервые термин встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у любимого мной Порфирия, который разделил акциденции. « На собственные, необходимо данные с определенной сущностью (подобные «способностям души», которая всегда чувствует, стремится, рассуждает и т.п.), и несобственные, случайные (подобные цвету или размеру). Энциклопедический словарь. — 2004. » Или в более доходчиво сказано в Советской энциклопедия. 1983. Случайности поделены на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., чёрный цвет кожи для негра).
И не всегда понятно, что перед тобой случайное, хаотичное или продуманное педантичное. Деятельность, со смыслом или без. Все как и в природе. Потрясающе, когда видишь что в парке белка что-то закапывает. Игры на природе. Все обычно на такое говорят. "-Глупая". -"Дал вот ей орешков, а она не ест, значит нычит".
Белочка закапает в листве всякое, а потом конечно забывает. Мы судим по себе, у нас большой мозг. А вот нет! Не забывает ничего белочка, и по свежему снегут следы. Бегут в никуда, "в чисто поле". А там видно что в этом "нигде" белка копалась и лускала заначку. Помнит. Каким колоссальным объёмом памяти обладает зверушка, так что всех этих раскиданных "кладов" ей хватает, чтобы дожить до весны. Есть у нее "счастливые ключи" от реальности. Наверное, гигантская память была и у наших охотничьих предков? Приметы, следы, реалии. Из "физики" мы перешли на метафизику. Вот и нам достался от них "объем мозга" не очень то сегодня и нужный, зачем "когда есть планшет". Что то из ценного мы все еще по привычке закапываем среди "мусора памяти". Зерна. Потом из этого растет девственный лес мифа. Беличьи "полазки"? Как тут без Пришвина!
"Приходишь в себя, обыкновенно разглядывая какую-нибудь подробность, сущую мелочь, через которую и входишь в тот мир, где «я» делается душой всего. Много лет я думал над этой подробностью, мелочью, которая является воротами в желанный мир. Я храню множество памятных случаев, но отчего, при каких условиях является самое родственное внимание, на почве которого происходит встреча, разобрать до конца до сих пор не могу. Ключа тут, вероятно, быть и не может: ведь это был бы ключ к счастью. Знаю одно, что вертеть надо разными ключами, вертеть до тех пор, пока замок не откроется". (Ключи к счастью)
Интуиционные завалы. Как часто описки в сакральных текстах становились незыблемыми истинами?
Путанные тексты, наброски. Нужно много смысла, и усилия чтобы все это "слепленное" растащить. Нужны силы чтобы разобраться, что же это такое само собой на печаталось? Проще всё эти описки-обмолвки вытереть и напечатать заново, начисто, неверно. Но некоторые авторы и не пугаются длинных запутанных малоизвестных слов-опечаток. Это их фишка.
Так бывает и живопись что перед тобой в музее, какая-то такая сложная, пугающая, что не сразу углядишь. Водовороты. Да- во что то она там "замысловато" складывается! Иной раз это такое что хочется все сразу исправить, "красным карандашам воображения". Какая глупость- надпись "Не трубка". Неплохо было бы взять такое и учительски перечеркнуть. Заполнить правдой, это нелепое арт- утверждение Рене Магрита. Но это будет дурная бесконечность. Есть нарисованный предмет, и он ненастоящий, и не предмет. Но он значимей предмета, он образ. Рядом с картинкой появляться надписи "это трубка" и "исправленному верить" и еще гербовая печать. Хаос и глупость, павшее, как то выживает, выжидает "в лесу культуры". Не существующее иной раз очень ловко помогает приноровиться к сложному существующему.
Придумал вот мнемонику. Метод запомнить порядок знаков Зодиака."1. Отхватили, 2. телятины, 3. близнецы, 4. резонно 5. лелеет, 6. дева, 7. весы, 8. славно, 9. стрелец 10. касается, 11. верткой, 12. рыбы.
Как все похоже. Символы с большой периодичностью повторяются, обретая уходящую в высоту сокральность. Жертвоприношение Авраама. И вдруг вспоминается царь царей Кир и его жертвоприношение царя Лидии супербогача Креза. Что то мне это напоминает царь -царей?
Согласно рассказам Геродота, пленник Крез был помещен на костер. Интересно было посмотреть, проявятся ли сверхъестественные силы, чтобы спасти его. Но случилось так, что в ясном небе внезапно пошли дождь и ветер, чтобы потушить пламя. Тогда перс Кир убедился в доброте эллина Креза и назначил его своим советником. Аттическая краснофигурная амфора с Крезом на костре - из Вульчи - 500/490 г. до н.э. - Музей Лувра, Крез, восседающий на троне, ожидает огня. Слуга "Евфимос" зажигает столб двумя факелами. В вазе надписи ΚΡΟΕΣΟΣ и какой то таинственный ΕVΘVΜΟΣ. Символы становиться словами. Во многих религиях и в христианстве 17 веке появляется тема поклонения заглавным буквам.
Цыпленок жаренный цыпленок пареный. Формула «Рыба жареная – Христос страдающий», древняя работа с символами. Какая игра буквами! И еще им сопутствовали жесты, и всякие тайности. Текст и образ.
Piscis assus – Christus passus. Гугл- переводчик мне решил, что эта фраза на африкаанс. Вселенная трепещет, как весельчак языком. Христос анаграмма Ихтис -как слово рыба, «Иисус Христос, Бога сын, Спаситель». Сокращения, новоязы, абривеатуры обретают власть и значимость магии. Большая рыба поедает маленькую с картин Босха. Мы едим. Курим в сторонке. Куда-то несемся по трубам. «Мы, маленькие рыбки, плывем за большой нашей "Рыбой" – Христом». Тертуллиан. Но были варианты. Публика проголосовала, мир выбрал рыбу, а не осла.
Осел и Христос. Осла обычно выбирали шутники. Осталось много катакомбных комиксов- графито с ослом на кресте. Есть и талисманы которые относят к гностическим, "распятый осел." Хотя бог "у пророков" тоже иногда выбирал осла. На картинках, и талисманах сразу опознается правильный младенец через и вола и осла. Важные пророчества Исайи, Исайю иногда называют даже пятым евангелистом. «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет». Осел понимает больше чем люди.
- Афанасий! А ты не знаешь, что там ООН про Гондурас решил? - Кто "он"? Фильм "Афоня" (1975 г.) Режиссер: Георгий Данелия. «О он», еще один из эпитетов бога -«сущий», и созвучное латинское слово «онос» – «осел», поэтому была альтернатива рыбе- осел. Это стало ругательством ненавистников.
Так вдруг неразделимы и сакральное и чушь! Верх и низ, оригинал и пародия, несоизмеримые -они даже конкурируют.
Вычислить путь звезды
И развести сады,
И укротить тайфун -
Все может магия. слов: Леонид. Дербенев .
Странности текста в том что самой заурядный слог может быть пророчествами и шифрами… Аллюзиями к великой запретной старине. Вспоминается история о неком прорицателе Валлоаме которого послали устроить евреям ад. Но как то у "волшебника недоучки" магия не выходит это вместо страшных проклятий и зла него выходили благословения. Вместо нападок на Израиль, сказана была такая фраза: «Звезда взойдет от дома Иаковлева». Вычислил путь звезды. Хула на советскую эстраду, "с розовой полосой". Опять приходит на ум песенка Аллы Пугачевой которая вдруг обретает библейскую иллюстративность. "Сделать хотел грозу, А получил - козу". Накосячил! Все "осел-коза", в этой ветхой истории мешает магу "работать". Бог действует престранно, и через зверей. Странно что и И.Х. тоже выбрал для своей столичной презентации ослятю. Въезд в Иерусалим ослица с осленком.
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно.
Все, что ни задавали мне,
Делал я кое как.
Земля обетованная странная. Тонкости. "Жизнь на ремешке Прошлый год, чтобы заметить место на вырубке, мы сломили молодую березку; она повисла почти только на одном узеньком ремешке коры. В нынешнем году я узнал то место, и вот удивление: березка эта висела зеленая, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям". (Пришвин).
Отступления, погрешности, уклонения от истины. Психоаналитики очень любили абракадабру, ту самую проруху, что сама собой вылезает "из-под пальцев". Они любили разбирать"клубки", и устраивать из погрешностей целое "исследование". Соль. Акциденции или действительно какие-то то неловкие опечатки-инсайды? "Узелки", в частном правлении моторики. Путаница- это все какие-то подсознательные пульсации, вздрагивания, иной раз и выводящие на редкостные удачу.
"Узелки" иной раз и есть отправные точки -находки, и как все находки они чистейшая случайность. Неопределенность вдруг как особая дверь творчества! Вне коридоров. Иногда "нашлепка" слова определяет "темп и цвет" всей статьи. Иногда фраза делает книгу. Образ фильм. Акциденции не всегда приятные. У писателя начала века Антонова. "Болячки на коленке девочки были похожи на изюм". Неприятно. Но дети иногда едят "болячковые скорлупки". Мерзко? Сразу возникает эта "она" в которой автору все вдруг приятно и даже какой то"изюм". И крохотная цыганка Олеши "похожая на веник". Идет и метет юбками. Что это? Находки, воображение "из под век", или зрительская тренированность меткого взгляда. А может лишь автоматические находки, искры из под пера.
С языка сошло. Бывает! "Само находки"- самые неожиданные подарки. Выдвижные ящики. Трудное, то что не от мира, а то что "всегда было в нашем мирке". То что обретено "в ящиках стола", что сам сюда когда то засунул. Подполья и полочки. Свалки и находки. За кучами -не за горами.
Грузимое! Ресурсное, неодолимое. Подумалось- как не плохо жить с непрочитанной книжной полкой, с утрамбованным столом, с пачками не разобранных фото. С мусором, с грязью, с архивом, со словечками, памятью. Грядет разбор. Есть чес заняться есть будущее. Отложное и нет. Это все и есть "дальше". Багаж. Славное, важное словечко "потом"! Тема это повестка, не завтра, не за горами. Это великолепное грезимое "мотом"- завтра. Пыль! Грешки, пороки, привычки. А кто без греха? Есть и такие? Есть! Те что с уборкой, с чистотой-порядком, с ясностью ума, с планом. Реальное. Тем у кого нет отложенных решений уже нельзя "никакого дальше и грядущего", нереального. Им не отделаться оправданиями, отсрочками и "кое как". Им уже нет прощения в заурядности, "их будущее" это уже нужные, сложные решения. Для чего вам скопления и порядок? Ведь и неряшливые и педанты, все в общем так равны, солидарны в том что мы "скромные людишки". Но неряшливым еще можно сказать, что то себе в оправдания. Они еще встанут! Они при достоинстве "отсрочки". Ничего. Они приберутся, причешутся, подтянут тело, и… Но что сказать тем у которых "чистота", и путь?
Главное умение в жизни умение оправдываться. Так что держитесь за свои пятна, огрехи, недосыпания, отсутствия сил, времени, и за иные оправдания. Будим радоваться заминкам, акциденциям! Будем их как использовать- ну хотя бы не как индульгенции. Пусть казусы будут платком "утереть слезу от ветра". Неожиданно о неожиданностях! Поэтому я давно приучился расследовать и разглядывать что же там вывалилось, брякнулось, "само собой" как баночка с тушью с края стола.