____
____На прошедшем ПМЮФ в очередной раз состоялась дискуссия об «адвокатской монополии». Эксперты выдвинули тезис о том, что потенциальные судебные представители должны получить особый допуск в суд, сдав специальный экзамен (или получив статус адвоката). Только в таких условиях в России будет существовать профессиональный судебный процесс и высококачественное представительство.
Предпосылкой проблемы эксперты назвали низкое качество юридического образования и отсутствие навыков судебного представительства у выпускников.
Министр юстиции РФ Константин Чуйченко отметил, что на сегодняшний день судебное представительство осуществляют адвокаты, патентные поверенные, корпоративные юристы и свободные юристы. На совещании в Минюсте РФ, сообщил он, был сделан вывод, что основная дискуссия должна развиваться вокруг того, как решать проблему со свободными юристами. Если они хотят быть судебными представителями, то должны вступить в адвокатуру, поскольку адвокатура – это определенные фильтры на входе, формирование в том числе правил игры, а их деятельность адвокатуры регулируется специальным законодательством. «Судебное представительство не может оставаться в том состоянии, в котором сейчас находится», – сказал министр юстиции. Оно представляет собой часть правосудия, а в этой сфере должны работать только профессиональные люди, ведь, обладая процессуальными правами, представитель может запускать судебную машину в ту или иную сторону.
Говоря об адвокатуре, министр подчеркнул, что адвокат – это часть правосудия, а быть независимым от правосудия невозможно. Независимость адвокатуры не должна быть беспредельной, она должна состоять прежде всего в том, что никто, кроме доверителя, адвокату не может сказать, какую позицию формировать по делу, какие доказательства представлять по делу. А в том, что касается взаимоотношений адвоката с государством, стандартов его поведения, государство должно иметь право на выражение своей позиции, и она должна учитываться.
В целом введение адвокатской монополии уже давно обсуждается - проект концепции, по сути дающий старт масштабной реформе юруслуг, был
опубликован Минюстом в октябре 2017 года.
Однако, не все согласны. Так Роман Бевзенко писал что нет смысла лезть из кожи вон и обеспечивать профессиональное представительство, когда процесс в целом – непрофессиональный (суды – для общества, а не для юристов).
Пока не ясно, как именно будет реализовано «право государства на выражение своей позиции». Будем следить за развитием 👀