«Доступ к транспорту» равно «доступ к возможностям». Для Бразилии это настоящая проблема. Например, в городе Белен, столице штата Пара, средний доход жителей улиц в радиусе менее 5 км от центра в три раза выше, чем у остальных горожан, проживающих в других районах. При этом более 70% жителей Белена — небелое население, проживающее в основном в отдаленных районах и имеющее худший доступ к возможностям и услугам. В Сан-Паулу в 10 км от центра, где 85% белого населения, за последние годы появились три новые станции метро, а в 30 км от центра, где белого населения уже только 47%, метро нет до сих пор.
«Гетто» в разных городах и странах появляются по разным причинам, а в Бразилии вот почему: когда в 1880-х годах здесь отменили рабство, вчерашние рабы не получали никакой поддержки и были вынуждены селиться в самых дешевых, отдаленных районах. Элита просто сняла с себя ответственность и ничего не сделала для ассимиляции бывших рабов в новом статусе свободных людей. И до сих пор сама планировка городов препятствует мобильности и поддерживает расизм, на протяжении почти полутора веков напоминая гражданам об их происхождении.
«Это форма косвенной дискриминации с барьерами, которые не позволяют людям достигать новых социальных, экономических и политических высот, — говорит архитектор и урбанистка Келли Фернандес. — В этом смысле борьба за бюджет это также борьба за историческое возмещение ущерба и социальную справедливость».
В 2016 году в столице Бразилии Рио-де-Жанейро проходили летние Олимпийские игры. Как всегда бывает в таких случаях, большие деньги из бюджета были выделены на благоустройство территорий. У правительства Бразилии был шанс обратить внимание на проблему отдаленных районов. Но этого не произошло: власти потратили всего 1,2 миллиарда реалов на ремонт станций, обслуживающих огромный поток пассажиров из 12 муниципалитетов, и целых 10 миллиардов — на строительство новой линии метро с шестью остановками между Ипанемой и Баррой, территории с более чем 80% белого населения.