Мне всегда обидно из-за того, что достойные картины, зачастую, тонут или недобирают среди посредственных фильмов. Справедливости ради - это происходит в прокате не только России, но и во многих странах. Однако поговорить я хочу именно про наш прокат и наших зрителей. Подтолкнул на подобный анализ неутешительный результат в отечественной кассе замечательного фильма "Кошачьи миры Льюиса Уэйна" за первую неделю собрали в РФ только 8,6 млн. руб. (120 тыс. долларов). Я решила отметить основные причины успехов и неудач картин в нашем прокате. Буду рада критике и дополнениям в комментариях!
Как бы ни было это банальным, но главные предпосылки к успеху фильма - хорошая рекламная компания и интерес у зрителя. Причём эти два фактора неразрывно связаны для российского зрителя - без одного пункта не будет и второго. Как будет понятно далее, качество фильма - будь то оно высоким или низким, сильно не влияет на сборы.
Высокобюджетные российские фильмы (ну, по меркам отечественного кинематографа - высокобюджетные!) часто проваливаются даже при внушительной рекламной компании из-за отсутствия интереса у зрителя. Впрочем, самыми громкими отечественными провалами оказываются фильмы-долгострои, например, печально-известные "Тайна печати дракона" 2019 и "Вратарь галактики", которые не могли бы себя окупить в любом случае - за долгие годы производственного ада их бюджеты разрослись до страшных цифр 2,8 млрд. рублей и 800 млн. руб. соответственно.
Сейчас коррективы вносит пандемия. Ограничения заполняемости зала, бесконечные переносы, воздержание от посещения кинотеатров из-за страха заразится. Прошлой зимой, когда ограничения были не такими строгими, очень хорошо окупился сиквел "Последнего богатыря" (бюджет: 650 млн. руб. , сборы - 2,1 млрд руб.). Почему? Опять же - из-за крупной рекламы и интереса у зрителя - первый фильм ведь приняли вполне тепло, да и любовь к персонажам русских народных сказок сыграла своё дело. При этом оценки у самого прибыльного фильма Нового года оказались не такими хорошими - 6,6 на основе 140 тысяч оценок (КП). А куда выше оценённые "Огонь" и "Серебряные коньки" провалились. Первый, при бюджете в 550 млн. руб. не смог немного преодолеть два своих бюджета (для окупаемости необходимо собрать три бюджета фильма), второй не смог окупить даже своего бюджета в 550 млн. руб. Зато именно "Серебряные коньки" стали первым российским фильмом на "Нетфликс" - хоть что-то хорошее!
С зарубежными дорогостоящими фильмами ситуация ещё интереснее. Опять же - тут главное не качество фильма, а рекламная кампания и интерес зрителя. Иногда наши зрители приятно удивляют - за полтора месяца в нашем прокате новый фильм Вильнёва "Дюна" собрала 20 млн. долларов.
Напомню, что "Дюна" - это новая экранизация первой книги (причём, не полностью) из сложного научно-фантастического цикла Фрэнка Герберта. Первая часть вышла отдельной книгой на западе аж в далёком 1965 и достаточно долго добиралась до нашего читателя. Режиссёр экранизации - Дэни Вильнёв - прославился умными фильмами, которые, увы, недостаточно привлекают массового зрителя для хорошей окупаемости. Неужели качество картины стало важным для зрителя?.. А нет, халтура под названием "Веном 2" за одну неделю собрал ту же сумму, что "Дюна" за 6 недель! Получается, "Дюна" привлекла зрителя в России не своими глубокими мыслями об экологии или сложной вселенной - а хорошей и масштабной рекламой и потребностью зрителя в космических боевиках (хотя этот жанр в фильме далеко не главный) с узнаваемыми зарубежными актёрами. А "Веному" по совершенно неправильным причинам, удалось собрать ещё большую аудиторию...
Так, подставлю эти два критерия на "Кошачьи миры Луиса Уэйна" - что получается? Рекламной компании у фильма особо то и не было. Появление в "Вечернем Урганте" Камбербетча и постеров на сайтах кинотеатров (даже не в самих кинотеатрах!) - это очень мало. Большинство людей даже не знали, что такой фильм выходит в прокат. Кроме того, фильм показывали всего лишь в 350 кинотеатров! Даже те, кто планировал пойти на этот фильм, могли не попасть из-за отсутствия сеансов в городе. В моём Ульяновске (650 тыс. жителей) был только один сеанс на весь город (только один кинотеатр показывал фильм, хотя в городе их несколько). Потому и 70% сборов приходится на жителей Петербурга и Москвы.
Ну а интерес... увы, почти неизвестный в России британский художник, который рисовал кошек и имел проблемы с рассудком, вряд ли заинтересует массового зрителя... что и повлекло к малому количеству площадок. Круг замкнулся.
Без рекламы, без проката в небольших городах, без большого интереса к теме даже мастистые британские театральные актёры не помогут сборам. Думаю, при таких данных, и без пандемии фильм бы тоже не собрал много в нашем прокате. Из-за локдауна, шансы собрать ещё немного в нашем прокате у фильма нет.