Так говорила Кира Муратова (1934-2018) о своих работах, она не хотела их интерпретировать и "чтобы ее открывали, как консервную банку". Сама она считала, что ее фильмы "нравятся кое-кому, а большинству - нет".
📽️Будущая режиссер Кира Короткова родилась в молдавском городе Сороки и первые 17 лет часто переезжала - Бухарест, Кишинев, Ташкент. В 1952г. она поступила в МГУ на филологию, но поняла, что хочет заниматься кино и в 1959г. окончила режиссерский факультет ВГИКа. Дебютировала она вместе со своим будущим мужем Александром Муратовым уже в 1958г. Это был длительный тандем двух режиссеров и сценаристов. В 1978г. вышла картина "Познавая белый свет" и тогда Муратова познакомилась со своим вторым мужем, художником-постановщиком Евгением Голубенко, с которым они тоже вместе работали над ее фильмами.
🎥Муратова работала на киностудии Горького в Москве, Одесской киностудии, Ленфильме. Иногда эти переходы были связаны с тем, что возникали конфликты с руководством. Например, ее работа "Долгие проводы" 1971г. не прошла цензуру и пролежала на полке до 1987г. Нравственная проблематика и особенный авторский стиль режиссера не особо нравились советским властям, поэтому слава к Муратовой пришла поздно, в эпоху гласности. Одной из важнейших работ и того периода, и вообще стал "Астенический синдром" 1989г.
🎬Умерла режиссер после долгой болезни в 2018г. в Одессе, а заявила о своем уходе из кино ещё в 2012г., когда выпустила фильм "Вечное возвращение".
🎞️Её фильмография - это кино, достаточно сложное даже не для понимания, а для восприятия. У Муратовой крайне важен текст, причем не только его смысл, но и как он подан - постоянные повторения слов, звуков и междометий, хоровое исполнение реплик героев. Все это накладывается на абсурдную и даже сюрреалистическую реальность ее собственного мира. Во вселенной Муратовой одни и те же актеры играют почти одинаковых героев, из фильма в фильм кочуют фразы, пересекаются истории.
❤️Лично мне очень нравятся ее "Три истории" и "Настройщик". Думаю, далеко не последнюю роль в моем выборе сыграла бесподобная Рената Литвинова, которая как будто создана для этих образов и сценариев, она своей игрой помогает режиссеру создавать действительно магическую атмосферу.