Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Психология, психиатрия.  · 27 мая 2022

Как известно, у людей с пограничным уровнем организации психики есть трудности с границами — внешними и внутренними. Способность к вутреннему отграничению обусловливает способность выстраивать границы внешнего взаимодействия. Если у человека слабое внутреннее отграничение, то внутреннее будет восприниматься им как приходящее извне.
Чтобы понять работу этого механизма, давайте проанализируем причины, препятствующие формированию надёжных внутренних границ.
1. Недостаточная эмоциональная сепарация от родительской фигуры
Бессознательно человеком выбираются партнёры, которые несут в себе черты, сходные с чертами родителя (другого близкого), и в отношениях с этим "родителем" человек продолжает отыгрывать некий незавершенный сценарий (заслуживать одобрение, любовь, мстить, бояться и т.д.). В связи с отсутствием внутреннего растождествления с образом родителя, детский опыт продолжает проецироваться на партнёра, значимого другого.
Если человек продолжает, исходя из своего сценария, пытаться, например, заслужить одобрение партнёра, он не сможет выстроить и внешних границ, пребывая с ним в состоянии слияния или отстраненности. Ситуация отстраненности возникает, когда на партнёра проецируются враждебные чувства, страх несоответствия.
2. Проблема идентичности
Родители тоже имеют свои ожидания касаемо ребёнка и пытаются "вылепить" из него нечто, что будет этим ожиданиям соответствовать. Чтобы получить родительскую любовь, ребёнок вынужден исказить своё истинное Я, в результате чего формируется ложное Я. Идентичность, целостность страдает. Человек может иметь противоречивое восприятие себя и окружающих, отношение к каким-то явлениям, событиям, не понимать свои потребности, чувства.
Отсутствие внутреннего стержня, непонимание, кто я, чего хочу, куда иду также не позволяет правильно выстраивать границы. При слабом Эго личность рискует быть "поглощенной", "затопленной" желаниями и установками партнёра, жить его жизнью, как некий придаток, или уходить в одиночество.
3. Страх покинутости или поглощения
В связи с этим становится сложно найти комфортную дистанцию с людьми. Если побеждает страх покинутости, то человек будто "прилипает" к партнеру, если же проявляется страх поглощения, то происходит неосознанное избегание близких отношений, поскольку в раннем опыте такие отношения грозили разочарованием и болью.
4. Несформированный внутренний любящий объект
Человек тоскует по совершенному другому, который даст поддержку и утешение, который будет любить и не предаст. Это то, что когда-то не удалось получить в самых ранних отношениях — в отношениях с родителем.
Эта недолюбленность, неумение стать любящим родителем самому себе, приводит к тому, что данная роль возлагается на партнёра. Однако, партнёр часто не готов брать на себя функции безусловно любящего родителя. Таким образом, первоначальная идеализация может вызывать желание размыть границы между собой и другим, а последующее обесценивание в виду разочарования, привести к отдалению.
5. Подавленные эмоции
Не имея навыка экологичного выражения своих эмоций, человек может либо подавлять их, транслируя нечто другое (например, замалчивать дискомфорт, чтобы избежать ссоры, и казаться любезным), либо вести себя, напротив, нагло и скандально. И та, и другая модели не способствуют установлению и поддержанию здоровых границ.
Здоровые границы с близкими нужны каждому человеку для сохранения своей целостности, избежания злоупотреблений в отношениях в виде контроля, манипулирования, агрессии, позволяют восстановить душевный баланс и межличностную гармонию.
© по материалам книги Элинор Гринберг «Лечение пограничной личности»