Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя
Первый
Начинающий журналист, вокалист и музыкант  · 8 июл 2022

Как сдать ЕГЭ по литературе на 91 балл!

Ни для кого не секрет, что ежегодно выпускники 11х классов сдают Единый Государственный Экзамен. Многие начинают готовиться к нему за два, а то и за три года.
В этом году и мне пришлось через это пройти. И вполне успешно - 91 балл! Хочу поделиться своим опытом, так сказать, с пылу с жару и дать несколько советов будущим выпускникам.
ЕГЭ – это совсем не страшно и даже не очень-то и сложно. Сама я начала готовиться к нему только лишь в конце февраля, после того, как чуть не завалила пробник. До настоящего экзамена оставалась около 3 месяцев, я находилась в состоянии глубокого стресса и паники. Стала смотреть видео на тему «как подготовиться к ЕГЭ по литературе за ночь, неделю и тд». Не могу сказать, что от этих видео было много пользы. Тогда я нашла классного репетитора, который открыл мне глаза: ВАЖНО ПОМНИТЬ, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе НЕ надо учить наизусть все стихотворения из кодификатора и судорожно перечитывать все произведения!!!
Для тестовой части и задания 6 (сопоставление прозы) достаточно знать краткое содержание произведений, главных героев и их характеристики. Хотя для 11 (сопоставление лирики) вам стоит подучит несколько стихотворений:
  • А. С. Пушкин «Памятник» (поэт и поэзия, тема памятника, роль поэтического искусства, тема творчества)
  • А. А. Ахматова «Родная земля» (тема родной земли, вечные темы бытия)
  • А. С. Пушкин «На холмах Грузии» (тема природы, ночи, далекой возлюбленной, тема любви)
  • А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы» (образ дерева, философские размышления, тема природы)
  • А. С. Пушкин «К Чаадаеву» (тема дружбы, революции)
  • А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю» (тема гражданственности поэзии, патриотическая тема)
Что же касается заданий 5, 10 (задания с развернутым ответом), то здесь уже потребуется умение выжимать информацию из предложенного текста. Ничего сложного в этом нет, следует только немного потренироваться, набить руку. Все ответы содержаться в представленных фрагментах и стихотворениях.
И напоследок самое последние и самое важное задание, идущие под номером 12 – большое сочинение на 250-350 слов, за которое вы можете получить целых 18 баллов.
Экзаменуемому предлагается 5 тем на выбор – 4 из них на знание произведений русских классиков, чаще М. Лермонтов, А. Чехов, Ф. Достоевский, М. Горький, Н. Гоголь и А. Островский. Здесь и проза, и лирика. И одна тема, идущая под номером 4, проверяет насколько вы хорошо разбираетесь в произведениях отечественной литературы 20 – начала 21 века. Советую всем выбирать темы именно 4 порядка. Их никогда не назовут избитыми, так как количество произведений, которые вы моете использовать для аргументации своих суждений стремиться к бесконечности.
Здесь вам нужно будет прочесть вот эти произведения:
  • В. Распутин «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
  • А. Солженицин «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
  • М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
Ниже прилагаю примеры сочинений задания 12.4 с использованием этих произведений.
Итак, насупило время подводить итог. ЕГЭ – кошмар многих выпускников. Но на самом деле все ужасы, приписываемые ему, чистейшая клевета! Для того, чтобы сдать экзамен по литературе на высокий балл вам необходимо знать краткое содержание произведений кодификатора, главных действующих лиц и их характеристику. Важно помнить, что вся нужная вам информация для развернутого ответа на вопросы 5, 10 есть в представленных текстах произведений.
Удачи, будущие выпускники!
Примеры сочинений 12.4:
1.        Образ русской женщины в литературе второй половины 20 – начала 21 века (На примере одного произведения)
Образ русской женщины всегда привлекал внимание писателей. На протяжении многих лет авторы воспевали его в своих произведениях. И двадцатый век не стал исключением. Во второй его половине писатели все чаще стали говорить о деформации личности, о её духовном опустошении. Именно поэтому важное место в произведениях литературы 20 – 21 веков занимает образ русской женщины труженицы, хранительницы высших нравственных ценностей и моральных устоев.
А. Солженицын также не прошёл мимо этой темы. Он раскрывает её в рассказе «Матрёнин двор». Черты русской женщины отражены автором в образе Матрёны Васильевны Григорьевой. Это уже не молодая, лет около шестидесяти, жительница глухой деревеньки Тальново. Живёт одна в ветхой избе – муж не вернулся с войны, дети умерли во младенчестве, ежемесячно страдает от неизвестного недуга. Такой предстает героиня перед рассказчиком – несчастной женщиной, довершающей свою жизнь тихо и скромно.
Но это только на первый взгляд. Вскоре автор акцентирует внимание читателя на том, как Матрёна относится к своему хозяйству, ко всему, что делает.
Ежедневно она встаёт в четыре – пять утра, топит печь, доит козу, готовит однообразный завтрак из картошки, только ею выкопанной на огороде, для всех жителей дома. И всё тихо, стараясь не шуметь, дабы не нарушить сон постояльца. При это каждое её движение, каждый взгляд наполнены любовью к выполняемым ею. Всё делается с готовностью, с радостью. Изо дня в день Матрёна трудится в своей обветшалой с годами избе. Наслаждаясь этой работой, она находит в ней успокоение в минуты душевных тревог.
Не согнувшись под тяжестью выпавших на её долю несчастий, Матрёна продолжает любить свою работу, свою жизнь. Это находит отражение в её отношении к окружающим. Со всеми она приветлива, общительна и доброжелательна. Отзываясь на любую просьбу о помощи, Матрёна никогда не берёт платы за свой труд, но лишь искренне восторгается житьем своих соседок и плодородностью их огородов. Она все делает бескорыстно, никогда никому не отказывая.
Матрёна застенчива из-за того, что из скудных продуктов с её неплодородного песчаного огорода не может приготовить вкусной и разнообразной еды и порадовать этим своего постояльца. Она также и скромна. Никогда не говорит о себе громких слов, не кичится, а лишь, простодушно глядя бледно-голубыми глазами, одаряет всех своей лучезарной улыбкой. Много раз рассказчик тщетно пытался уловить её, но при виде объектива фотоаппарата лицо Матрёны обретало суровое выражение.
Многие авторы в своих произведениях воспевали образ русской женщины. Среди них В. Распутин, Ф. Достоевский, А. Солженицын. Надеюсь, мне удалось доказать, что Матрёна является олицетворением лучших качеств русских женщин. Как и многие из них, она за свою жизнь претерпела немало несчастий, поведала много горя. Но несмотря ни на что не обозлилась, сумела сохранить в своем сердце любовь к окружающим, к своим ежедневным хлопотам по дому, бескорыстие, отзывчивость и скромность. А её улыбка – символ добродушия, чистоты и искренности русской души.
2.           Проблема формирования личности в литературе 20 – начала 21 века (На примере одного – двух произведений)
Тема формирования личности в двадцатом веке пользовалась большой популярностью у писателей. Для нашей страны это была одной из самых сложных эпох. Войны и революции, голод и безработица – в таких условиях происходило формирование личности. Дети росли в военное время, видели смерть. Вырастая они помогали восстанавливать страну после разрушений.
Примером может послужить героиня произведения А. Платонова «Котлован». Девочка Настя. У неё на руках умерла её мать, после чего ребёнка подобрали рабочие-строители. Она не по годам была умным ребенком. Всё понимала. Почему и зачем не спрашивала. Девочка знала кто хороший, а кому доверять не стоит. В школе её воспитывали настоящей патриоткой. Она могла процитировать любой лозунг, призывающий к труду на благо родины. Знала, зачем трудятся приютившие её люди. Всё это детям объяснялось в школе.
В образе Насти автор отразил формирование личности в первой половине двадцатого века.
В повети «Прощание с Матёрой» В. Распутин также не обходит стороной эту проблему. Здесь яркими представителями формирования личности в шестидесятые годы двадцатого века стали Андрей и Петруха. Оба молодых человека родились и провели детство на Матёре. Действие повести происходит в после военное время. Страна восстанавливается после многочисленных разрушений. Строятся заводы, различные предприятия, новые жилые посёлки. Соответственно появляется необходимость привлечения новой рабочей силы. Именно поэтому среди молодёжи профессия строителя стала иметь большой успех. На Андрея такая ситуация в стране оказала немалое положительно влияние, сформировав его как личность, готовую трудиться на благо родины.
Петруха – полная противоположность Андрея. Это человек, на которого состояние страны оказало пагубное воздействие. Для возведения новых зданий требуется отчистить место от старых. Дело не трудное, но деньги платят хорошие. Для Петрухи, закоренелого лентяя, даже родной избы стало не жалко, лишь бы извлечь из этого выгоду.
Образы Андрея и Петрухи олицетворяют собой два совершенно противоположных слоя молодёжи, формировавшихся как личность в шестидесятые годы двадцатого века.
Таким образом, проблему формирования личности поднимали в своих произведениях многие авторы. Среди них Ч. Айтматов, А. Платонов, В. Распутин, Н. Островский. Надеюсь, мне удалось доказать, что основное влияние на формирование личности в двадцатом веке оказывали центральные события, в которых молодежь принимала самое активное участие.
3.        Тема омертвления души в литературе второй половины 20 – начала 21 века (На примере одного произведения)
Тема омертвления души была интересна писателям во все времена. Жизнь сама по себе штука тяжелая и не каждому удается пройти этот путь от начала до конца в согласии с собой и миром. «Жизнь прожить – не поле перейти» - написал в одном из своих стихотворений Б. Пастернак. Действительно, многие не выдерживают её постоянных испытаний на прочность, теряют дорожку, по которой двигались к цели, а следом и себя. К сожалению, во все времена было много таких примеров. Не все способны честно отстаивать своё право на мирную и счастливую жизнь. Многие сходят с тропинки, не выдерживая натиска судьбы, в надежде найти более лёгкий путь. Но всё это неизбежно ведёт к гибели человеческой души, к неотвратимой кончине его самого.
Не обошёл стороной эту тему и В. Г. Распутин. В повести «Живи и помни» он описывает судьбу человека, забывшего первую заповедь солдата – верность воинскому делу. Один из героев произведения, Андрей Гуськов, преждевременно покинул фронт без разрешения на то начальства, фактически сбежал с войны, посчитав несправедливым находиться вблизи своей деревни и не поведать родных. По пути домой герой осознает, что совершил грубую ошибку, но обратно дороги нет, там ждёт расстрел. Андрей оказывается на распутье – домой стало стыдно, назад – страшно. С этого момента начинается деградация души героя. Живя совсем один, постоянно обуреваемый страхом разоблачения, он медленно, но верно теряет все человеческие качества. Это чувство, совместно с обманом и невозможностью открыться даже близким, угнетаем героя. Вскоре он и сам осознает, что постепенно превращается в зверя, а сердце его черствеет, чувства притупляются. Образ Андрея становится олицетворением процесса омертвления души.
Также автор дополняет картину образом жены Гуськова – Настёны. Эта женщина – единственный человек, с кем за всё время своего отшельничества хоть и редко, но виделся герой и кому раскрыл тайну своего предательства. Вместе с мужем Настёна переживала все несчастья, выпавшие на их долю, отстранилась от людей, полностью, наперекор себе, изменила свой ход мысли. Прибегая к психологизму, автор описывает мучительные терзания героини, это не могло не оставить следа в её душе. Так же, как и муж Настёна находилась в постоянном страхе разоблачения, окутывая себя путами лжи и обмана. Она медленно умерщвляла себя изнутри. Достигнув апогея терзаний, Настёна погибла сначала душой, а следом и телом.
Таким образом, тему омертвления души раскрывали в своих произведениях В. Г. Распутин, Ф. И. Достоевский, Ч. Т. Айтматов, Н. В. Гоголь. Надеюсь, мне удалось доказать, что отступление от нравственных норм, согласие с антиморальными принципами, ложь и страх – всё это низменно ведёт к гибели человеческой души.
4.         Тема творчества на примере одного произведения
Тема творчества была интересна писателям во все времена. С помощью одного только пера воссоздать на бумаге образ человека, написать словами его портрет или пейзаж, да так, чтобы в голове каждого читателя сложилась именно та картинка, которую хотел передать автор – задача очень сложная, не всем под силу. Но находятся такие люди, таланты которых признает даже правитель царства мертвых.
Именно с этих сторон раскрывает тему творчества М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Для этого автор создает три образа, олицетворяющих практически всех представителей мира литературного творчества. Первый – появляющийся на первых страницах романа председатель МАССОЛИТа, критик и редактор М.А.Берлиоз. Несмотря на то, что этот герой погибает совершенно глупой смертью в самом начале, его роль нельзя назвать незаметной. Образ Берлиоза – воплощение многочисленного слоя литераторов, которые относятся к своему делу лишь как к работе, позволяющей показать свои способности. Сам Михаил Александрович – уверенный в себе и своих знаниях человек, самолюбив и категоричен. Он не под каким видом не признает существование Иисуса Христа, к чему призывает и молодого поэта Ивана Бездомного, приводя множество доводов в попытке опровергнуть эту теорию, производя на юношу сильное впечатление своими многочисленными познаниями в различных сферах. За это ему вскоре пришлось поплатиться жизнью.
На примере М.Берлиоза  М.Булгаков подвергает критике такой слой литераторов, для которых «творчество» лишь источник доходов, квартир, путевок, чем принижают его роль.
Второй персонаж – ранее уже упомянутый молодой поэт Иван Бездомный. Он является противоположностью М.А.Берлиоза. Этот молодой человек может и хочет творить, у него есть талант, но он слишком легко поддается критике своего редактора, слепо следуя каждому его совету, если не сказать приказанию, повинуясь традициям того времени. Из-за этого стихи Бездомного бездушны, в них нет ничего настоящего. И только Мастер смог открыть ему глаза на то, насколько его творения «чудовищны».
Образ Ивана Бездомного вобрал в себя все качества молодежи годов М.Булгакова, тех начинающих поэтов, которым обламывали крылья, которых сажали в заключение традиций и жесткой критике, тех, кто слепо доверял Берлиозам, практически не имеющих своего собственного мнения.
Одним из самых ярких героев романа стал Мастер. Его настоящее имя автор не открывает читателю. Но оно и не требуется. Этот человек не служит творчеству. Он сам творчество. Герой идет наперекор всем традициям, не подчиняясь никакой критике. Он – творец, настоящий мастер. Герой не написал роман, но прожил его сам от первой до последней страницы, вложил в него всего себя, свою душу. Из-за этого отказ в напечатании произведения ранит его в самое сердце, практически убивает, сводит с ума.
Мастер – третий тип литераторов, относящийся к крайне малочисленному слою, единицам, настоящий творец, не просто пишущий, а живущий своими произведениями.
Подводя итог, могу сказать, что многие писатели обращались к теме творчества. Среди них Б.Пастернак, Н.Гоголь и М.Чехов. надуюсь, мне удалось доказать, что М.Булгаков наиболее ярко раскрывает эту тему в романе «Мастер и Маргарита». На примере трех героев он показывает насколько противоречив мир литературного искусства и как все по-разному видят свою роль в нем.
Школа+4