Архитектор-дизайнер.
Учусь на магистра... · 21 янв 2022
Вальтер Гроппиус и Авторства в архитектуре.
На одной паре в университете обсудили здание Баухауса и Вальтера Гропиуса. Как оказалось сейчас в кругах профессоров университета Анхальт, который базируется в зданиях Баухауса, идет обсуждение того, чтобы убрать имя Гропиуса с сайтов статей и в целом не упоминать его.
Что же такого страшного он сделал?
Гропиус основал Баухаус в 1919 и руководил им до 1928 года. И видимо он использовал работы студентов, и женщин в университете было мало и при публикации работ часто авторы скрывались. Но при принятии решения осуждать его за это или нет, нужно также учесть контекст времени. Многие студенты были коммунистами, женщинам вроде как в целом было проблематично быть успешными архитекторами. И из этого вылезает аргумент, что Гропиус защищал своих студентов.
Сложная тема. Лично я думаю что ничего убирать не нужно. Это очень странно, если определенная группа людей решают убрать какой то элемент с упоминаний и тем самым лишают будущее поколение студентов, в данном случае, видения полной картины.
Данная дискуссия привела еще к нескольким интересным темам для обсуждения. Интересно участвовать в таких дискуссиях узнавать точки зрения людей из разных точек мира на разные тематики.
Если захотите можем также подискутировать в обсуждении, буду рада прочитать и ваше мнение!
Важная тема, интересная. Ссылок не хватает только, чтобы поизучать дискуссию самому.
Я думаю, что важно разделять две вещи: что мы хотим понять и что мы хотим сделать. Это совсем разные темы. Не зная деталей, я бы сказал, что в целом, я обычно за критический пересмотр историй. Не надо бояться задавать вопросы и узнавать новое.
Например, мне всегда было интересно, как Гропиус построил школу — здание большое, проект сложный. Не мог же он один это сделать.
Хотя сам Гропиус в книге о школе упоминает 13 архитекторов, которые ему помогали, включая Эрнста Нойферта, кстати, которому тогда было 26 лет: Karl Fieger, Friedrich Hirz, Max Krajewski, Fritz Levedag, Otto Meyer-Ottens, Ernst Neufert, Heinz Nösselt, Richard Paulick, Herbert Schipke, Bernhard Sturtzkopf, Franz Throll, Walter Tralau, Hans Volger. Вот тут можно посмотреть: https://docomomo.de/attachments/article/439/2007_Dessau_Bauhaus_s.pdf
Это только здание, а ведь внутри много потрясающих деталей интерьера, фурнитуры, цветовых решений, которыми занимались уже в мастерских Баухауза преподаватели и студенты.
А о том, насколько женские имена слабо известны на фоне мужских — сказано уже очень много, так что это тоже важный вопрос.
И ничего страшного нет в том, чтобы об этом открыто говорить. От Гропиуса не убудет, он уже в истории. Я думаю, что многих нервируют такие темы, потому что автоматически возникают вопросы об их собственной практике.
А вот что касается стирания или вычеркивания — то это уже решение какой-то конкретной группы людей, которая считает, что они должны отреагировать на трудные вопросы таким образом. Я бы не делал так, но я не на их месте. Это их критический жест.
Что мы добавим к дискуссии, если просто осудим их? Ничего. Мне кажется, за несогласием должны следовать какие-то интересные аргументы, предложения — какие-то свои жесты, высказывания, книги, выставки.
Конечно, проблема была. Суть этой проблемы – в совместном обучении мужчин и женщин. Надо понимать, что для 1920 года это была большая диковинка. Мы помним, что в Германии, практически до конца XIX века, многие девочки не могли получить среднего образования, не говоря уже об обучении в университете. "Стремление женщины к научному образованию ни в одной стране мира не встретило такого мощного сопротивления, как в Германии", – говорила немецкая общественная активистка Элис Саломон (Alice Salomon). Пока во Франции, Великобритании, Испании и Швейцарии женщины осваивали профессии и защищали кандидатские, немки бились за право хотя бы посещать лекции в статусе вольных слушателей. Только Веймарская республика в 1919 году представила на законодательном уровне женщинам те же гражданские права, что и мужчинам, в том числе и в образовании. Но одно дело формальные предоставленные права и совсем другое дело их реализация. Особенно в рамках обстоятельств, что многие девушки поступавшие учится в Баухаус, не имели формального среднего образования. У них просто не было возможности его получить. Сейчас для нас подобная ситуация в области образования кажется дикостью, но в те времена для Германии это было нормой.
Баухаус – это учебное заведение, которое официально придерживалось передовых взглядов на совместное обучение. В правилах приема было указано: - «Любой человек с хорошей репутацией, независимо от возраста или пола, чье предыдущее образование будет сочтено адекватным Советом мастеров, будет допущен, насколько позволяет место». Но преподаватели были людьми со своими взглядами и заблуждениями, кроме этого они все были мужчинами и совсем не юного возраста. Кроме этого существовали спонсоры учебного заведения, которые очень часто пытались навязать свои взгляды.
Да проблемы существовали. Вальтер Гропиус будучи руководителем учебного заведения, попадая под общественное влияние тех лет предпринимал шаги, который нам кажутся не приемлемыми сегодня. Были у него и собственные взгляды, которые могут нам казаться странными в 21 веке. Но надо помнить, что это все происходило в начале XX века, когда женское обучение в ВУЗах в массовом порядке только зарождалось. И не смотря на многие ошибки Вальтера Гропиуса девушки учились в Баухаусе. И обучалось их не мало.
Для более глубокого погружения в этот вопрос, некоторые коллеги, рекомендуют монографию-“The Gendered World Of The Bauhaus: The Politics Of Power At The Weimar Republic's Premier Art Institute, 1919 -1932”, написанную Anja Baumhoff. Сам я ее не читал.
очень хорошие комментарии уже написаны, я лишь хочу уточнить, современная идея об «отмене» Гропиуса обусловлена тем, что он неверно указывал авторство работ студентов? Или присваивал из себе ?