В 50-60х годах Франция разрабатывала сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд. На разработку ушло несколько миллиардов долларов, но уже при разработке было ясно, что самолет будет слишком сложным и дорогим в обслуживании, а срок его окупаемости будет больше, чем срок эксплуатации самолета. Тем не менее, они решили закончить разработку, чтобы оправдать уже вложенные ресурсы. Как известно сейчас Конкорды не эксплуатируются.
Ошибка невозвратных затрат- это когнитивное искажение, связанное с нашим мышлением. На наш выбор влияют не только фактические обстоятельства, но и неприязнь к потерям понесенным в прошлом. Робот, с полностью функционирующей логической цепочкой никогда не примет решение, основанное на невозвратных затратах. Но, человек с эмоциями, примет.
Чем больше мы вкладывались какой -либо проект (семья, бизнес, дети, просто просмотр сериала), тем выше для нас его ценность и тем сильнее страх совершить ошибку и все потерять. Именно наше отношение к ошибке (что я за человек такой!?) стимулирует нас выбирать то, что уже не приносит удовлетворения.
Это заблуждение не позволяет нам понять, что лучший выбор это тот, что обещает больше удовольствия в будущем, а не тот, что убирает эффект потери в прошлом.
Еще пример, в 1985 году ученые создали эксперимент, в котором продемонстрировали тенденцию вести себя непоследовательно, когда дело касается невозвратных затрат. Они просили испытуемых считать, что они заплатили 100$ за билет на горнолыжный курорт, но вскоре они нашли лучшее предложение в другом городе за 50$ и купили билет и туда. Потом они просили людей представить, что обе поездки будут проходить в одно время и что билеты нельзя вернуть или перепродать.
Больше половины участников выбрали более дорогую поездку. Может, она и не будет столь веселой, но потеря казалась больше. Главное тут сохранить лицо, ощущение того, что я все сделал правильно.
Эффект Конкорда является мощным стимулятором: «Доведи дело до конца!», и вероятно воспитывает людей с характером, борцов. Им сложно отпустить ситуацию и признать поражение. Им кажется, что если они продолжат, то непременно выиграют, как человек в казино, который все время хочет отыграться, но топит себя еще сильнее.
Работа с этим искажением начинается с пересмотра отношения к самому себе : из категоричного – «я человек который не проигрывает и не ошибается», в гибкое –«я признаю свои ограничения и свои ошибки в разных обстоятельствах. Это нормально».